Один день чеченской реальности

16 декабря 2003 в 17:18
Один день чеченской реальности

Время от времени, задумываясь о сути происходящего в Чечне, слушая каналы российского и местного ТВ, где журналисты наперебой рапортуют об успехах «мирного строительства», вдруг невольно прокрадывается мысль: «А может, не так все плохо, как кажется?» И тогда хочется верить, что ничего дурного здесь не происходит, все является лишь плодом возбужденного войной болезненного восприятия окружающей действительности. Тогда откуда берется стрельба и ежедневные жертвы этой застопорившейся во времени великой чеченской смуты? К сожалению, реальность значительно жестче того, что преподносится телевизионными каналами. И она, реальность, наталкиваясь на нашу повседневность, рушит любые надежды, превращая их в призрачные иллюзии.

 

Даже капитальный ремонт относящихся к так называемому «старому фонду» зданий в центре чеченской столицы, не способствуют всеобщему одушевлению, так как буквально рядом, у моста на берегу реки Сунжа, российские военнослужащие воздвигают из мощных бетонных блоков неприступную крепость – блокпост №14, показывая, что устраиваются здесь прочно и надолго. Сооружение новой твердыни дополняется уродованием и без того разбитой проезжей части, на которой установлены так называемые «лежачие милиционеры» - специальные бугорки из асфальта или бетона, через которые возможно проехать лишь на минимальной скорости. В противном случае, летит вся ходовая…

По обочинам же дорог в поисках заложенных здесь фугасов снуют специально обученные собаки-ищейки, ведомые группой вооруженных людей в камуфляжной форме.

 

Все это происходит после проведения референдума и президентских выборов. Ведь людям обещали, что весь этот хаос закончится сразу, если народ согласится на эти условия. Сейчас люди вновь чувствуют себя обманутыми.

 

Постоянный психоз, в котором пребывает население Чеченской Республики, является тем самым индикатором, который не позволяет делать вывод о стабилизации обстановки. Если рассматривать с точки зрения того, что здесь нет активных боевых действий, открытого позиционного противостояния, массированных артиллерийских обстрелов и авиационных налетов, то войны здесь нет уже давно, но, увы, она продолжается в умах людей, которым не просто не дают забыть о своих невзгодах, а, наоборот, постоянно напоминают о том, что война не закончилась и что расслабляться пока еще рано…

 

В Чечне еще продолжают оставаться силы Сопротивления, существуют моджахеды, с которыми предстоит бороться «до полной и окончательной победы» – такова генеральная линия федерального центра. Молва гласит, что здесь в качестве подрядчика выступает сын нынешнего «президента» Рамзан Кадыров, который пообещал расправиться с «ваххабитами» до наступления Нового года. Причем, уничтожение своих врагов намечено производить буквально семьями, чтобы не оставить возможных мстителей. (Известно, что у чеченцев довольно сильна вендетта, традиция кровной мести).

 

Итак, сроки определены, пора, засучив рукава, браться за дело. Но в этой связи у многих людей возникает вопрос: кто есть «ваххабит», а кто – нет. Ведь в федеральном уголовном законодательстве не дано определения понятий «ваххабизм», «терроризм». (Даже вдумавшись в смысл термина «экстремизм», мы обнаруживаем, что экстремизм означает крайность суждений). Значит, определять принадлежность к пресловутой ваххабитской доктрине должны сами «кадыровцы». И вот к чему, как правило, это приводит.

 

Микроавтобус следует по маршруту Назрань-Грозный. На переднем месте, рядом с водителем сидит худощавый паренек в кепке на вид примерно двадцати лет. Обращает внимание длина волос на затылке. Не так, чтобы чересчур длинные, но все же бросается в глаза.

 

Казалось бы, кому и какое до этого дело? Каждый человек волен носить любую понравившуюся ему прическу. Тем более что с конституцией Российской Федерации никак не диссонирует. К тому же время года холодное, и волосы на затылке согревают. Так можно рассуждать в нормальных условиях нормального общества, но не в условиях разгула кадыровского беззакония, когда любое инакомыслие, малейшее открытое несогласие с ними может окончиться трагически для незадачливого диссидента. Здесь все иначе: прическа а-ля «хиппи» и плотно облегающие джинсы мгновенно вызывают подозрение в причастности к «ваххабитскому» заговору. Увы, большего не позволяет уровень образованности борцов с этой пресловутой ересью…

 

Итак, уже на территории Чечни, неподалеку от северного пригорода Грозного микроавтобус останавливают одетые в шикарную военную форму вооруженные люди в масках. Кадыровцы. Мгновенно им в глаза бросились волосы, торчащие сзади из-под кепки. Паренька попросили выйти наружу, спросили паспорт и долго-долго рассматривали фотокарточку, изучали штамп о прописке. Длилась эта церемония минут десять. Дул пронизывающий степной ветер, и было видно, как от холода слезятся глаза молодого человека, а его лицо, обжигаемое ветром, покрылось багровыми пятнами. Сквозь прорезь маски был отчетливо виден сверкающий ненавистью взгляд, внимательно наблюдавший за каждым движением мнимого «ваххабита». Всем в автобусе уже было ясно, что и как они думают. «Кадыровцы» явно ждали, пока закончится терпение у парня, и он возмутится, чтобы затем действовать по уже обкатанной схеме: скрутить, избить, вывезти в неизвестном направлении и, как говорится, ищи затем ветра в поле.

 

Не дождавшись активных действий со стороны своей предполагаемой жертвы, похоже, окончательно поняв, что их маневр не удался, «кадыровцы» обрушились на молодого человека: «Смотри, во что ты одет! Что о тебе подумают люди. Да за такие штаны тебя мгновенно скрутят и утащат». И так далее, и тому подобное. Милостью Всевышнего паренек верно оценил ситуацию, повел себя вполне адекватно риску для своей жизни, и все обошлось. Видимо, «кадыровцы» в этот день настроены не столь агрессивно, как обычно.

 

«Газель» въезжает в Грозный, который встречает надписями на стенах полуразрушенных высотных зданий, типа «Ахмар Завгаев – наш выбор». Кое-где виднеется огромная клеймящая надпись: «Референдум – путь предательства». Далее по обочинам дорог появляются наклеенные на столбы предвыборные плакаты кандидатов в государственную думу РФ. Уже в центре Грозного можно обозревать рекламу Народной партии, обещающей народу быть его партией, о чем и свидетельствует один из ее лозунгов: «Народу надо жить, а не выживать». (Но вряд ли кто всерьез верит в возможности этих кандидатов, так как уже с 2000 года в Москве в Госдуме заседает, пусть даже самопровозглашенный, но все же официально признаваемый Кремлем депутат от Чечни Асламбек Аслаханов, который до сих пор ничем и никак не изменил положения своего народа).

 

Тем не менее, человеческая натура так устроена, что она не может постоянно ожидать беды и думать только о плохом. Все-таки хочется надеяться и на счастливый исход. Но, увы, хрупкие надежды ломаются при первом соприкосновении с чеченской реальностью. Микроавтобус въезжает Заводской район Грозного, в сторону центра, где буквально на глазах сотен людей происходит очередное ЧП. По счастью, обошлось без крови. Всего лишь, разъяренные «кадыровцы» выскочили из своей машины с затемненными по обыкновению стеклами и в упор расстреляли движок старенького «Пазика». Оказывается, водитель не уступил место «кадыровцу», который на бешеной скорости хотел обогнать автобус.

 

Явление ненормальное, но вполне привычное, рядовое, обыденное. Так, буквально пару месяцев назад в поселке Черноречье один из машин в составе кортежа «кадыровцев», ударив и сильно повредив автомобиль «Лада» девятой модели, не останавливаясь, скрылась с места ДТП. И когда хозяина «девятки» спросили: «Почему ты не попытался задержать того, кто ударил твой автомобиль?», тот ответил: «Хорошо, хоть они уехали, не обвинив меня в аварии, и оставив в живых».

 

Такова, на фоне грандиозной кампании в Москве по борьбе с «оборотнями в погонах» мрачная действительность сегодняшнего дня Чеченской Республики, где голос имеет новоявленная элита, у которой есть право использовать оружие и на которых никак не распространяются законы Российской Федерации. Остается только надеяться.

 

Муса НУЧАЕВ

ИА DAYMOHK