«Верим в порядочность будущего президента»

27 декабря 2003 в 00:18
«Верим в порядочность будущего президента»

Как стало известно из информированных источников, на территории Грузии, где компактно проживает азербайджанское население, исповедующее ислам шиитского толка, российскими спецслужбами развернута усиленная пропаганда против кандидата в президенты Грузии Михаила Саакашвили. Работа эта ведется через иранских сотрудников спецслужб, работающих в Грузии под видом мусульманских миссионеров и имеющих серьезное влияние в среде верующих.

 

Новое грузинское руководство хорошо информировано об этих российско-иранских кознях. Также хорошо известно, что абсолютное большинство шиитов никак не намерено поддерживать эти провокационные выходки. Правда, при этом настроения незначительной части шиитов, находившихся в свое время под неусыпным оком Шеварднадзе, все же против Саакашвили.

 

Использование этнического и религиозного фактора – хорошо известный из арсенала российских спецслужб метод провокаций.

 

Объектом провокаций российских спецслужб является и Панкисское ущелье. По мнению правозащитника из Панкиси Джоколо Ачишвили кандидатура Михаила Саакашвили - наиболее приемлемая для жителей Панкиси на сегодняшний день. «он не будет подыгрывать человеконенавистническим амбициям Москвы», - считает Ачишвили.      

 

Джокола (Звиад) Ачишвили, этнический чеченец Грузии, занимающийся правами верующих мусульман, руководитель международной правозащитной организации.

 

Двадцативосьмилетний уроженец села Джокола, перенсший в детстве серьезную травму. За его плечами специнтернат в городе Гурджани, где совмещались учеба и лечение, затем факультет Тбилисского университета по специальности международное право, работа журналистом. Нашел же себя только тогда, когда сам организовал международный центр по правам человека в одном из самых беспокойных регионов Грузии - Панкисском ущелье, и стал заниматься проблемами не только кистинцев, но и всех, кто здесь проживает – грузин, азербайджанцев, чеченских беженцев.

 

Окружил себя преданными делу людьми. Это Тенгиз Кавтарашвили, Хаваж Цхададзе, Султан Борчашвили.

 

А начинали работу в 1998 году, поставив перед собой конкретную цель - защита прав верующих в соответствии с грузинским законодательством. Прошли соответствующую регистрации. И сразу же оказались под перекрестным огнем многих полярных сил большой политики.

 

Сегодня ситуация не такая сложная, но трудностей все же хватает. Их организация с удовлетворением восприняла последние события в Грузии, но, несмотря на это, с настороженностью наблюдает и за действиями нового руководства, которое может повторить ошибки прежних лидеров. Касается это так называемого панскисского вопроса, который вновь стали использовать в неблаговидных политических целях.

 

Вопрос: Насколько уживчив ислам в Грузии вообще, и какие были предпосылки тому, что все же удалось избежать религиозного противостояния в последние очень трудные для всей Грузии годы?

АЧИШВИЛИ: Во-первых, надо исходить из того, что плохих религий нет. В основе любого вероисповедания всегда лежали общие принципы. Так что тут постоянно, зримо или незримо, идет взаимная трансформация и подпитка. Также формируются и взаимоотношения религии и общества, государственности. В условиях Грузии этот процесс пошел более энергично, благодаря тем позитивным, истинно демократическим изменениям, которые произошли за последние годы.

 

Во-первых, не было массового преследования по религиозным убеждениям, работал институт свободы слова, то есть общество стало открытым. Другое дело - навязываемые извне амбиции крупных государств. В особенности России. В результате чего больше других пострадали мусульмане. Страдают и сегодня. Из-за попыток России привязать ситуацию с деятельностью так называемого «международного терроризма». Но это в общих чертах.

 

Если же рассуждать более конкретно, на примере Панкиси. В том, что ситуация сейчас выровнялась, заслуга ведь не только властей. Не все знают, как шла предварительная работа, внутренние процессы. А им было положено начало еще в 1998 году, когда здесь еще и не было чеченских беженцев, еще и не пахло так называемым «международным терроризмом».

 

Первыми проснулись три-четыре человека. И ужаснулись тому, как растлевают этот этнос. Старшее поколение пребывало в беспробудном похмелье и веселье, молодежь от отсутствия трудовой занятости больше занималось наркоманией и воровством. Ситуацию осложняло то, что делалось это часто по предложению коррумпированной верхушки. Большая политика тоже делалась на нашем горбу.

 

Не было страха перед Богом, ни правового государства. И единственное, что оставалось – это напомнить людям о вере. Кто знает ментальность чеченца, скажет, что только это был единственный выход. И второй путь – образование.

 

Эти две задачи нужно было решать параллельно. Прежде всего, нужно было спасать детей. Эта была очень трудная задача в стране, которая сама никак не могла выйти из коллапса.

 

Многих начали привлекать убеждениями, споры разрешались не оружием, а Шариатом, наладили учебу в медресе. Дети очень многие посещали и школу и медресе. Работу общих школ оплачивали гуманитарные организации. Во всех селах появились мечети. Исчезли шашлычные и пивнушки. Многому положительному способствовал и тот фактор, что в этих краях оказались набожные чеченские беженцы.

 

Кроме того, грузинское руководство пошло навстречу и стало выделять места для обучения в вузах. И на сегодняшний день около ста представителей Панкиси обучаются различным профессиям. А тут еще и силовая структура окрепла.

 

В прошлом году в определенном смысле удачно решилась ситуация с проблемными для Грузии беженцами. Хотя уехало и очень много ни в чем не повинных беженцев. Из-за непоследовательности действий грузинских властей.

 

В том, что ситуация разрешилась, была и не малая заслуга религиозных авторитетов, местных старейшин, все тех же уехавших беженцев. Никто из них не оставил проблем грузинскому народу. Правда, оценить это по достоинству у грузинских руководителей духа не хватило.

 

Все вошло в более-менее нормальное русло. Эти важные результаты достигнуты совместными усилиями за неполных пять лет. В стране, где повальная безработица, это короткий срок. Тут надо признать безусловную положительную роль ислама. Мы не противники, а сторонники грузинского государственного обустройства. И всегда готовы помочь словом божьим и делом конкретным.

 

Вопрос: А как складывались взаимоотношения между различными направлениями внутри ислама? Ведь известно, что и здесь трений хватало.

 

АЧИШВИЛИ: Очень трудно мы достигли взаимопонимания. Но явный прогресс есть. Мы стали терпеливей друг к другу. Нет прошлой агрессивности, когда шла борьба за минарет, когда дело порой доходило до бряцания оружием. Больше стали понимать друг друга. Сейчас места в мечетях хватает всем. То есть, и здесь проблема решена почти. Просто каждого нужно оставить один на один со своими убеждениями. Молись, как считаешь нужным, но только верь в силу Аллаха. Все остальное разрешимо.

 

Вопрос: А отношения с властями?

АЧИШВИЛИ: Мы говорили, как складывается ситуация в общем плане. А конкретно было и остается еще много проблем. Это наша основная головная боль. Мы старались обратить внимание властей, особенно силовых структур, на эти проблемы при Шеварднадзе, но достигнуть полного взаимопонимания так и не смогли.

 

Я приведу конкретные примеры. Из-за произвола силовых структур дело несколько раз чуть не доходило до массового выступления населения. За многими поступками силовиков стояли российские спецслужбы. Но каждый раз мы оказывались благоразумными.

 

Люди в масках заскакивают в дома на рассвете, до смерти пугают маленьких детей, изымают и бросают в грязь Коран, бесцеремонно заскакивают в мечети и устраивают обыски. Когда вопрос можно решить повесткой или приглашением в полицейский участок, устраиваются показательные, рекламные облавы наподобие русских в Чечне.

 

Демонстрация силы и нагнетание психоза в обществе явно с одной целью, чтобы понравиться заказчикам – московским оборотням. Чести это грузинам не делает.

 

Есть случаи беспричинных убийств силовыми структурами местных жителей. Странным образом, я не говорю, что это сделали силовые структуры, но кто-то поджег мечеть в селении Омало. Всему этому нужно положить конец. Мы с надеждой смотрим на новое руководство.

 

Но нас насторожили их первые действия. Очень часто сообщается, о каких-то схронах оружия, стали производить аресты без соблюдения процессуальных норм. То есть методы те же самые. Для чего это надо? Какую цель преследуют? Зачем это новым властям? Разве не хватает других проблем? Терпение у людей долгое, но не до бесконечности же? Провокации имеют способность трансформироваться в весьма неожиданные последствия.

 

Если есть необходимость каких-то силовых действий (в чем мы сомневаемся), это можно сделать в присутствии местной администрации, представителей старейшин, правовых организаций. Разве это трудное дело, когда речь идет о таком святом деле, как сохранение взаимоотношении народов, живущих на этой земле. И мусульмане вполне оправданно обижаются на власти, потому что никого в Грузии так сильно не притесняют, как их.

 

Чего стоили одни массовые облавы 7 декабря прошлого года. Как в 37-м, всех до единого чеченцев, перед рассветом собрали на полицейских участках и подвергли унизительным процедурам. Но среди принудительно доставленных на участки не было ни одного русского. И никто за этот беспредел не понес наказания.

 

Организатор этого преступного действа Шеварднадзе унизил не чеченцев, а свой народ перед всем Кавказом. Помимо российского и европейского понимания вещей есть еще и кавказское. Или как сдавали пятерых чеченцев ко дню рождения Путина? Мы этого никогда не забудем и за этих людей рано или поздно придется отвечать. Это я говорю точно. Придется отвечать обязательно.

 

Чеченцы, чтобы не сдать грузина, приняли бы еще одну войну от России. Наша история, вся наша жизнь показывает, что чеченцы никогда не сдавали гостей врагам. Никогда. Это исторический факт.

 

Да многие рядовые грузины не скрывают своего симпатия к чеченцам. Нам помогают грузинские правозащитные организации – это отдельная тема разговора. Этой помощи мы никогда не забудем. Особо хочется отметить бескорыстную и гуманную деятельность госпожи Наны Какабадзе, занимающейся правами заключенных. Сейчас мы объединили свои усилия и работаем в этом направлении бок о бок.

 

Так что мы очень хотели бы, чтобы новое руководство отказалось своих провокационных наездов на обездоленных чеченцев, которым и так досталось в этой жизни. Притесняемого всегда легко унизить, а вот попробуй сделать это в отношении сильного. Не сегодня – завтра война в Чечне закончится. И закончится именно победой чеченского народа. И как тогда мы объясним свои действия?

 

Самым лучшим подарком было бы содействие новых властей в переправке беженцев в третьи страны, если они власти считают, что чеченцы создают проблемы для Грузии. Но только не делать на них свою грязную политику.

 

Если новое руководство хочет порядка в Панкиси, оно должно побольше общаться с народом - духовенством, с молодежью, с авторитетными людьми, а не шушукаться со стукачами.

 

Мы найдем общий язык. Мы сами заинтересованы, чтобы край был без криминала. Никто ведь не выступает против наказания таких людей. Мы напрочь лишены и политических и прочих территориальных амбиций. Нам не нужны автономии, национальные ополчения. Но если нужны будем Грузии, всегда станем под ее знаменами. Так зачем нас отталкивать рекламно – демонстративными, высокомерными и порой откровенно позорными действиями?

 

Надо прекратить поддакивать Россией по вопросу Панкиси, который искусственно создан Москвой. Грузия унижает себя. Позволяя России так себя вести. Должно хватить и политической воли и человеческой решимости. Я думаю, Грузия ни перед кем должна ни оправдываться, ни отчитываться в своих действиях. Тем более перед теми, кто лишил ее территории.

 

Было бы правильным, если бы Грузия признала независимость Чечни или действовала бы хотя бы адекватно тому, что делают русские в отношении грузинских автономий. То есть, облегчить жизнь чеченским беженцам, убрать блокпосты, выдать гражданства, грузинские паспорта, открыть официальное представительство. Абхазское в Москве действует легально и официально. Южно-осетинское то же. Почему Грузия не может открыть у себя официальное представительство Ичкерии?

 

У нас появилась историческая возможность улучшить наши отношения, а вместо этого постоянно слышим одно и то же – Панкиси, Панкиси...

 

Надо опережать врага и ему создавать неудобные ситуации для него, а не плакаться постоянно в жилетку. Если чеченцы молчат, то это не значит, что они настолько беззубые. По моему никому не надо доказывать, что могут чеченцы, если решат, что надо действовать. Так что схроны с оружием и снаряды нужно зарывать грузинским силовикам зарывать и в  других регионах Грузии, и находить их там то же. А то не солидны все эти спектакли..

 

Вопрос: Вот эти ваши настроения скажутся на выборах?

АЧИШВИЛИ: Нет. Несмотря на все эти проблемы, порой серьезные, несмотря на притеснения, мы все же с надеждой смотрим на будущее. Верим, что это временно, что в Грузии все наладится. И очень хотим возродить нашу общую родину. Мы на этой земле росли, а с Чечней грузинам суждено жить по соседству. Значит, надо помочь друг другу. И нет никаких сомнений в том, что большинство панкисцев проголосует за Саакашвили.

 

А какую он поведет политику по отношению к чеченцам в случае избрания, это уже дело его совести. Мы же, со своей стороны, верим в порядочность будущего президента. Во всяком случае, хотелось бы верить в это.

Беседовал Дата Туташхиа, Тбилиси.

Специально для «Кавказ-Центра»