Чеченцы имеют право на вооруженное сопротивление насилию

9 февраля 2004 в 23:49
Чеченцы имеют право на вооруженное сопротивление насилию

Заявление Общественной инициативы «За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение»

 

Более четырех лет назад Владимир Путин объявил о начале «контртеррористической операции» с целью обезопасить российских граждан от вылазок вооруженных отрядов Басаева, обвиненного также в причастности к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске (что так никогда и не было доказано). Были задействованы огромные материально-технические ресурсы. Армия получила полную свободу рук бомбить, зачищать, хватать, пытать и расстреливать. Не мешали ни российская пресса, ни западные лидеры.

 

Результатом были новые массовые разрушения, гибель новых десятков тысяч людей, невыносимые страдания сотен тысяч оставшихся в живых. Причем силы Сопротивления (в том числе и отряды Басаева) продолжают действовать и пополняться, а российская армия продолжает терять в Чечне в среднем до 100 человек в месяц. Множатся и жертвы террористических актов на территории России. Никакие спецслужбы не в состоянии остановить террористов-смертников, ослепленных жаждой мести.

 

Об опасности такого развития событий правозащитники предупреждали Б.Ельцина и российское общество еще в начале первой войны. Но в 1999 году власть сделала свой окончательный выбор. Она «поставила» на охватившую общество и умело подогреваемую имперско-шовинистическую истерию. Она отвергла путь политического компромисса со сторонниками независимости Чечни, потребовав от них безоговорочной капитуляции, безоговорочного отказа от своих целей. Она не стала даже рассматривать возможность решения вопроса о независимости Чечни самим чеченским народом. Именно поэтому «операция по разгрому кучки фундаменталистов» вылилась в полномасштабную войну против народа, войну, в ходе которой этот народ подвергался и продолжает подвергаться массовому террору и издевательствам.

 

Мы считаем, что сделанный тогда российской властью политический выбор преступен, как преступны и все ее последующие практические действия в Чечне. Мы обвиняем российскую власть в гибели всех, кто погиб в ходе этой войны, будь то чеченцы или россияне, будь то люди с оружием или мирные граждане. Потому что гибель всех этих людей — результат осознанного политического выбора нашей власти. И не столь важно, кто стоит за последним взрывом в Москве: провокаторы из российских спецслужб, мстители-одиночки или Басаев. В любом случае этот взрыв — порождение продолжающейся чеченской войны.

 

Мы считаем, что чеченский народ имеет право на выбор своего будущего. Мы считали и считаем законным право чеченцев на вооруженное сопротивление насилию  в Чечне. Разумеется, мы не можем одобрять методы борьбы, жертвами которых становятся мирные граждане, пусть даже и виновные в попустительстве российскому террору в Чечне. Но мы считаем себя обязанными заявить следующее:

 

1. Терроризм порождается ожесточением, вызванным несправедливостью, совершаемой над чеченским народом. Вырвать корни терроризма можно, лишь покончив с этой несправедливостью.

 

2. Морально и политически оправданы переговоры с любыми террористами (даже с  кремлевскими), если такие переговоры могут привести к соглашению, которое положит конец кровопролитию. Любые требования должны рассматриваться с точки зрения их справедливости, а не в зависимости от того, кто их выдвигает.

 

Мы неоднократно заявляли и продолжаем считать:

 

1) переговоры должны вестись российской стороной с теми людьми, которых чеченское Сопротивление признает своими лидерами;

 

2) основой переговоров должно быть принципиальное признание российской стороной права чеченского народа на самоопределение путем его свободного волеизъявления; предметом переговоров должны быть условия, сроки и механизмы такого волеизъявления;

 

3) оптимальным результатом переговоров может стать соглашение о передаче Чечни под временное международное управление и приглашении в Чечню международных миротворческих сил, причем должен быть согласован взаимоприемлемый список стран, которые предоставят свой миротворческий контингент для сохранения стабильности в Чечне в переходный период.

 

4) в соглашении должно быть оговорено, что

 

— российские вооруженные формирования выводятся из Чечни после вступления международных сил, а чеченское Сопротивление разоружается после ухода всех российских вооруженных формирований;

 

— окончательный статус территории Чечни решается ее народом после истечения переходного периода восстановления нормальной жизни.

 

К нашим представлениям о путях урегулирования чеченской проблемы весьма близок выдвинутый в свое время правительством ЧРИ «план Ахмадова». В последнее время этот план получил широкую известность, так как был поддержан целым рядом представителей демократической общественности, как в России, так и за рубежом (в том числе большой группой депутатов Европарламента). Поэтому именно «план Ахмадова» может сегодня стать хотя бы предварительной общей объединяющей платформой антивоенных сил.

 

Мы понимаем, что единственным непреодолимым препятствием к реализации «плана Ахмадова» (как и любого другого мирного плана) на сегодняшний день является упорство и амбиции путинского режима. Мы понимаем, что взывать к разуму и совести кремлевских временщиков бесполезно и что заставить их уступить может только мощное общественное давление, прежде всего внутри России. Поэтому мы обращаемся ко всем российским оппозиционным силам, ко всем оппозиционным кандидатам на предстоящих выборах: поставьте чеченскую войну в центр вашей критики путинского режима!

 

Путин пришел к власти через чеченскую войну. Его власть и сегодня завязана на то, что большинству народа удается внушать: «политика нынешнего режима в Чечне оправдана высшими государственными интересами, и нет другого выхода, кроме войны, которая все спишет...»

 

Объяснить людям, что никакими «высшими интересами» нельзя оправдать жертвы, принесенные и Россией, и Чечней в этой войне, показать, что эти жертвы принесены ради корыстных политических интересов правящей верхушки, убедить  общество в том, что есть другой достойный и разумный выход  - значит спасти Россию.

 

От Общественной инициативы «За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение»:

 

Александр Скобов, Юлий Рыбаков, Екатерина Молоствова, Борис Габе, Павел Викторов, Мирон Муждаба, Сергей Хахаев, Михаил Пушницкий