«Обратил в пепел более ста аулов…»

«Обратил в пепел более ста аулов…»

(Материал №4. Из истории Кавказской войны).

 

Как уже сообщал наш Интернет-сайт, 21 мая этого года исполняется 140 лет со дня окончания Кавказской войны. Продолжаем публикацию материалов, посвященных этой скорбной дате.

 

Неприметные, казалось бы, слова иногда врезаются в память сильнее, чем самые впечатляющие факты. «У русских, наверное, нет земли, поэтому они хотят покорить нашу Родину», - говорили адыги, когда Россия напала на Северно-Западный Кавказ, именуемый сегодня Кубанью. И невдомек было черкесам, что уже тогда России некуда было девать землю – пустовала она, грешная, в разных концах империи, как пустует и сейчас.

 

Но как сейчас, так и тогда у России был безмерный имперский аппетит. И как сейчас, так и тогда имперские амбиции подогревали генералишки. «Восток должен принадлежать нам по праву, - докладывал генерал Погодин в рапорте Александру Второму. – Необходимо овладеть Черноморским побережьем, Босфором и Дарданеллами».

 

Но чтобы овладеть Черноморским побережьем, надо было покорить горцев Северно-Западного Кавказа. Захватчикам предписывалось: «жечь и уничтожать их посевы, жатву, запасы».

 

История Кавказской войны буквально кровоточит фактами, которые нельзя назвать иначе, чем обыкновенным фашизмом. Генерал Н.Раевский вспоминал: «Русские военачальники мстили целым племенам за вину нескольких людей, уничтожая и стирая с лица земли целые аулы и села». Следует напомнить, что «вина» горцев заключалась в вооруженном сопротивлении лютым завоевателям. В подтверждение слов Раевского приведу несколько эпизодов из истории Кавказской войны. Это - победные реляции захватчиков свои вышестоящим начальникам. Итак, сообщения с Северно-Западного фронта Кавказской войны:

 

«Сжег 36 аулов с довольным числом побитых черкесов. Потери русских войск: 18 раненых». Это сообщение датируется 1737 годом. Далее идут сообщения более позднего времени – до самого 1865 года – года так называемого окончания Кавказской войны. «За сентябрь – октябрь отряд обратил в пепел вместе с хлебом и сеном более ста аулов». «В селениях вблизи Анапы (сегодня это популярный среди русских морской курорт. - Автор) истреблено до двух тысяч домов».

 

«Все по рекам Шебс и Афипс жилища шапсугов в корень с их пожитками истреблены. Скот и овцы их нами взяты, и злодеев сопротивляющихся убито до 400 душ… Потери русских войск: 5 офицеров и 57 казаков».

 

«За январь-май отряд взял с боем и истребил один за другим 44 укрепленных аула. Половина жителей истреблена. Население осталось на снегу, без крова и пищи».

 

«Полагаю, что к осени успею выкурить горцев, которые занимают скальные неприступные части гор. Мы их бьем на каждом шагу и, вероятно, у них отойдет охота воевать…».

 

Эти голоса из преисподней ограничены временными рамками 1737-1865 годов, они сливаются в одну общую дьявольскую какофонию, длившуюся на протяжении столетий и продолжающуюся по сей день.

 

В одном ошиблись – и крупно ошиблись! – авторы эти «победных» реляций, когда утверждали: «у них отойдет охота воевать». К счастью, не отошла у нас и не отойдет охота воевать до тех пор, пока Кавказ не очистит себя от русской колонизаторской нечисти.

 

Омар Чехеладзе,

для Чеченпресс