«Мирный процесс» коту под хвост

«Мирный процесс» коту под хвост

Ликвидация главы марионеточного режима в Чечне вызвало широкий резонанс и самые различные отклики. Отклики и комментарии, в общем и целом, можно разделить на две части. С одной стороны указывается на очевидное поражение Путина и всей кремлевской политики в Чечне. С другой – обосновываются предположения, что еще не все потеряно и у Москвы есть поле для маневра.

 

К первой части комментаторов можно отнести экс-олигарха Березовского и ряд российских аналитиков, которые считают, что Москве нанесен сокрушительный удар и теперь придется все начинать с начала. Ко второй части можно отнести основные российские СМИ и прокремлевских политических деятелей, которые выступают с различными рекомендациями Путину, как выйти из положения.

 

Учитывая, что вторая часть комментаторов практически каждый день солирует на российских телеканалах редакция «Кавказ-Центра» решила представить мнение тех, кто считает, что Путин потерпел очередное серьезное поражение в Чечне.

 

Такой точки зрения, в частности, придерживаются аналитики Павел Фельгенгауэр и Сергей Бунтман, которые выступили со своим видением ситуация на радиостанции «Эхо Москвы».

 

Сергей Бунтман:

Ситуация в Чечне резко изменилась. «Мирный процесс» в том виде, в каком он был задуман в Москве и осуществлялся, пошел коту под хвост. Ставка была сделана на одну фигуру, проявившую свою лояльность к федеральному центру. Всеми силами, цинично и решительно Ахмад Кадыров был поставлен во главе Чечни, Логика была проста: сильный человек, контролирующий несколько тысяч штыков, наводит порядок, снимает большую часть усилий и ответственности с армии и МВД, а там они разберутся. Если даже чеченцы перережут друг друга – это их дело, лишь бы не высовывались за пределы республики. За пределы террористы высунулись, и не раз, резать друг друга не уставали. Только вот вышло, что в этой хитрой партии у сепаратистов фигур много, а у Москвы одна. В обмене ударами, при «оптимистическом» так сказать исходе для авторов чеченизации, получалось и получилось, что с той стороны, допустим, уничтожат с десяток полевых командиров, с этой достаточно одного. Что и произошло.

 

Когда убили Джохара Дудаева, Ичкерия не пала. Структура мятежной республики оказалась глубокой, крепкой, боеспособной, и при попустительстве Москвы она сработала и за три года только окрепла. Убийство Ахмада Кадырова разрушает все построение федерального управления Чечней. Вокруг выбранного человека и его клана было образовано огромное пустое пространство, уже во время избирательной кампании выбитыми из активной политической жизни оказались практически все люди, способные выращивать чеченское урегулирование. Один из них, Асланбек Аслаханов получил придворную паркетную должность советника, которая парализует всякую разумную деятельность ее носителя.

 

Что же теперь будет? Боюсь, что Москва, оказавшись в крайне затруднительном положении, попытается восстановить созданную ей чеченскую вертикаль, используя методы, апробированные не только там, но и на всех просторах остальной России, то есть, найти Кадырову наследника. Это практически неосуществимо, поскольку клан его не един, а вожди и родственники готовы передраться. Их больше не разводит и утихомиривает глава. Когда вырабатывался план, возможности, грубо говоря, было две: назначить главу республики или углубиться в процесс построения саморегулирующейся системы – от села к селу, от кустика к кустику. Самое разумное было бы сейчас вернуться ко второму, забракованному варианту, но, повторю, слишком уж серьезная была проведена политическая зачистка.

 

Кадырова подставили. Придумав ему и накрутив эфемерную поддержку населения, Москва столкнула его на равных с теми, кто в эту эфемерность не верит. Сделав его привилегированным, правильным, главным полевым командиром под псевдонимом "президент", Кремль выставил его голым в чистое поле против командиров неправильных. И вот, что из этого вышло

 

Павел Фельгенгауэр:

За одну неделю Россия потеряла на Кавказе двух важнейших ставленников, Аслан Абашидзе был свергнут и бежал в Москву, Ахмада Кадырова взорвали сегодня на стадионе в Грозном вместе с другим военным и гражданским начальством. Трудно считать этот двойной удар простым совпадением. Более 10 лет Абашидзе строил свою систему личной власти и личного обогащения на близком сотрудничестве с Москвой и с нашими военными, на политике взаимных услуг и взяток, одновременно полностью игнорируя и мнение собственного народа, и интересы собственной страны, и центральное правительство Тбилиси.

 

Казалось, нет надежнее опоры, чем русские штыки. Теперь все на Кавказе видят на примере Абашидзе и Кадырова, насколько это не так. Россия под Путиным становится с каждым днем все слабее и слабее, по мере того, как бесконечно откладывается военная реформа. Наша сфера влияния откатывается с Кавказа на север, сегодня из Аджарии навсегда, да и реальный контроль в Чечне под вопросом.

 

В Чечне многочисленные, но коррумпированные, конкурирующие между собой службы безопасности, разведки и контрразведки оказались неспособны обеспечить личную безопасность ставленника Кремля Кадырова и командующего объединенной группировкой генерала Баранова. Баранов, даст бог, выживет, да и генералов у нас немало, будет кем при случае заменить. А с Кадыровым беда, лично вокруг него строилась вся нынешняя система власти в Чечне, эффективно заменить его, в принципе, невозможно. Кадыров создал собственную службу безопасности, хорошо вооруженное бандформирование тысяч на 5 штыков, теперь эти профессиональные бойцы, давно забывшие, что такое мирный труд, остались, по сути, без работы и без прикрытия. Их командир, сын Кадырова Рамзан, слишком молод и незначителен, чтобы стать новым чеченским президентом на смену отцу. Москве придется искать кого-то другого. А что делать тогда с кадыровцами?

 

В Чечне Кадырова и кадыровцев ненавидели, они похищали людей, пытали их, вымогали выкупы, еще бог знает что творили. Другие промосковские вооруженные группировки, например, братьев Ямадаевых, кадыровцам не друзья. Военные, разные федеральные спецслужбы и МВД не переставали повторять, что служба безопасности Кадырова сплошь состоит из бывших боевиков, именно они, а не Аслан Масхадов и Шамиль Басаев, в основном, нападают на федеральные силы.

 

Куда повернут теперь осиротевшие кадыровские штыки, точно не предсказать. Но, как это обычно бывает, в Чечне без большой крови, скорей всего, не обойдется. Политика Кремля, основанная на опоре на кадыровцев и прочих наемников из местных, потерпела крах, поскольку строилась не на широком политическом соглашении с массой населения, а на частном сговоре с отдельным бывшим продажным муфтием Кадыровым. Так же, как, впрочем, и вся политика в Грузии строилась вокруг Абашидзе с примерно одинаковым конечным результатом.

 

Чеченское подполье еще раз сегодня доказало, что оно нисколько не разгромлено, не разобщено и не разбито на мелкие слабые группки, как нас пытались заверить. Операция по ликвидации Кадырова была дерзкой и хорошо продуманной. Подобные высокоточные удары невозможно проводить, не имея отлично функционирующей, хорошо структурированной подпольной сети. Теперь, когда в результате дерзкого точечного удара рухнула вся выстроенная Москвой система власти в Чечне, пришло, наверное, время задумываться, почему все так плохо, с теми ли мы сговаривались?

 

Подкуп и вербовка племенных вождей – проверенный временем метод правления. Но никогда нельзя ставить на кого-то одного, нельзя, чтобы ставленники потом крутили политикой в самой Москве, как это делали и Кадыров, и Абашидзе, себе и нам на горе. И, конечно, прежде, чем пускаться в колониальные авантюры, надо сначала создать профессиональное воинство и не коррумпированные спецслужбы. Нужен порядок дома перед тем, как лезть в чужой монастырь.

Отдел сотрудничества и СМИ,

«Кавказ-Центр»