Гарри Каспаров: В Чечне хуже, чем в Ираке

В конгрессе США в Вашингтоне 20 мая состоялись слушания Хельсинкской комиссии США, посвященные развитию демократии, соблюдению гражданских прав и уважению закона в России при президенте Владимире Путине. Мы приводим сокращенный текст доклада, с которым выступил Гарри Каспаров, экс-чемпион мира по шахматам, председатель "Комитета 2008: Свободный выбор". В своем докладе о положении в оккупированной Чечне Гарри Каспаров сообщил следующее:

«Слово "Чечня", которое здесь можно свободно услышать, в России практически стерто из репортажей. Когда комитет был сформирован, меня пригласили на четвертый канал российского телевидения, где я мог воспользоваться своим статусом знаменитости. Однако перед началом записи ведущий стал упрашивать меня, чтобы я не произносил слов "Чечня" и "Ходорковский", объясняя это мерами предосторожности. Но то были еще хорошие времена. Поскольку именно Путин был инициатором второй чеченской войны и не хочет отступать от своего курса или признавать свои ошибки, мы вынуждены расхлебывать последствия. Одно из таких последствий - невозможность открытых дебатов по проблеме Чечни.

Никаких расследований в связи с незаконной деятельность российских войск в Чечне также не проводится. Сообщения об этом все еще появляются в немногих оставшихся изданиях, которые все еще говорят о Чечне. В Чечне пытают, мучают и убивают сотни, если не тысячи чеченцев. Это настоящий концлагерь. Об этом знают на Западе, но в России об этом даже не упоминают. Я хотел бы, чтобы эта комиссия могла повлиять на положение дел, чтобы туда отправились независимые наблюдатели, которые задавали бы важные вопросы относительно деятельности российских войск в Чечне.

Отвечая на вопрос председателя о ксенофобии в России, Гарри Каспаров, в частности, сказал: Что касается ксенофобии в России, достаточно просто взглянуть на российские газеты. Чтобы продемонстрировать эффект от этой националистической пропаганды, я хотел бы привести такой пример. Это касается суда над представителями российских служб безопасности, проходившего в Ростове в начале мая. Четверо офицеров убили шестерых невинных чеченцев, в том числе двух женщин.

Они не пытались искать оправданий своему поступку, утверждая, что чеченцы были вооружены или угрожали им. Это была ошибка. Они убили водителя и пятерых пассажиров, а машину сожгли. Их поймали, потому что об этом случае написала "Новая газета" - одна из немногих оставшихся независимых газет. Они предстали перед судом, и 2 мая суд вынес вердикт, который должен был бы испугать любого нормального человека: оправдательный приговор. Имя майора, отдавшего приказ, было установлено, но суд не предпринял никаких попыток вызвать его в качестве свидетеля и, конечно же, не заинтересовался бумагами, чтобы выяснить, кто санкционировал эти жестокие действия по отношению к населению Чечни.

Причина проста: мы все понимаем, что геноцид в Чечне происходит по прямому приказу президента Путина, который покрывает все жестокости, творимые там российскими войсками. Самое страшное, что семеро из 12 присяжных стоя приветствовали этих четверых офицеров овациями. Отвечая на вопрос председателя об эффективности вмешательства Запада в чеченскую войну, Гарри Каспаров сказал:

В то время как внимание всего мира приковано к событиям в Ираке и западная пресса изобилует репортажами из иракских тюрем, не делается никаких попыток взглянуть на ситуацию в Чечне и Ингушетии, которая в сотни и тысячи раз хуже, чем в Ираке. Но, к несчастью, эти события находятся вне поля внимания, так как западные лидеры решили считать Чечню внутренним делом России. Так что я считаю, что важной задачей западных организаций по защите прав человека является привлечение внимания мирового сообщества к Чечне, не дожидаясь, когда об этом сообщат Al-Arabia или Al-Jazeera.