Аналогии и различия двух войн в Чечне и Ираке

Комментируя операцию ингушских моджахедов в Ингушетии и повстанцев в Ираке и сопоставляя действия атакуемых сторон в обоих случаях, российские журналисты пишут, что внешне ситуация в оккупированной американцами стране, напоминает события в Ингушетии, произошедшие в ночь на 22 июня. Напомним, что в четверг в нескольких городах Ирака произошли боестолкновения.

Иракские повстанцы провели несколько крупных операций в городах Баакуба, Эль-Фаллуджа, Мосул, Киркук и Рамади. Бойцы группы, называющей себя "Батальоны за объединение и священную войну", атаковали на рассвете полицейские участки и места дислокации службы безопасности нового иракского правительства. Аналогия действий ингушских моджахедов и иракских повстанцев в том, что ни американцы в Ираке, ни российские оккупанты в Ингушетии не смогли предотвратить атаки.

Однако следует признать, что американские военные реагировали на нападение более оперативно и слаженно. Очевидно, что они располагают четким планом действий в подобных ситуациях. На фоне тактики коалиции действия оккупационных сил в Ингушетии выглядят совсем иначе. Никакой реальной поддержки осажденным коллаборационистам в Назрани, Карабулаке и других населенных пунктах оказано не было. Оказавшихся в зоне боев оккупантов волновала лишь собственная безопасность. Ингушские моджахеды, в отличие от иракцев, атаковали вечером, не дав противнику использовать преимущество в авиации.

Оккупантам в гарнизонах было не до того - они сами были «окружены» (15-20 моджахедов «окружили» тысячи оккупантов – КЦ) и отбивали атаки. Но действия США в Ираке и Кремля на Кавказе различаются не столько в оперативно-тактическом, сколько в стратегическом и политическом отношении. Американцы не собираются увековечивать свое господство в оккупированной стране.  Более того, зона конфликта в Ираке постоянно сужается, ограничиваясь сейчас городами с преобладанием суннитского населения.

Тем временем на Северном Кавказе война не только не затухает, но разгорается, выходит за границы Чечни, захватывает Ингушетию, распространяется на Дагестан и Ставрополье. Американское руководство совершает ошибки, порой действует слишком грубо, но все же стремится выстроить отношения с различными политическими и религиозными силами в Ираке и вообще в исламском мире. В Кремле же ничего не хотят слышать о диалоге с легитимной властью ЧРИ.