О праве народов

25 августа 2004 в 19:19
О праве народов

Доклад главы комитета по иностранным делам Парламента ЧРИ Ахъяда Идигова по проблемам прав народов на международной конференции в Эстонии.

 

Дорогие друзья, Дамы и Господа!

 

Приветствую всех Вас, участников международной конференции по обсуждению Всеобщей декларации прав народов и желаю плодотворной работы!

 

Проблема, которая сегодня нами обсуждается, стоит в повестке дня более 200 лет, но до сих пор решение этой проблемы не реализовано в жизнь принятием всеобщего документа. Еще на Берлинском конгрессе 1878 году впервые обсуждаемый нами сегодня вопрос звучал, как «самоопределение наций».

 

Что же препятствует решению этого вопроса на международном уровне? По мнению многих участников конференции  - отсутствие соответствующего правового документа. Этот факт пагубно влияет на разрешение проблем связанных с правами народов.

 

Тартуский центр давно работает над этим вопросом и создание в Эстонии Института прав народов закономерно. Итак, что мешает принять Всеобщую декларацию прав народов с точки зрения международного законодательства о правах человека?

 

В мире существует более 3000 народов, а государств немногим более 200. Дает ли это нам право говорить о том, что непременно должно быть увеличено число государств до соответствующего числа народов? Думаю, что такая постановка вопроса не исключена, но все приходиться решать в соответствии с законодательством современного международного права.

 

В настоящее время здесь существует противоречия, и вопрос о праве народов не доведен до логического конца, нет отдельного цельного документа, на который можно ссылаться и опираться при решение проблем.

 

Говоря о референдумах, как одной из правовых баз, по этим вопросам, на что часто ссылаются, то из практики известно, что они позволяют лишь зафиксировать отношение людей к той или иной проблеме в данный, конкретный момент и отобразить численное соотношение сторонников разных точек зрения. Мировая практика утверждает, что есть много примеров манипулирования общественным мнением: односторонняя предвыборная кампания, расплывчатость вопросов, поставленных на голосование, прямая угроза применения военной силы и т.д. Более того, настроение электората очень изменчиво под влиянием различных факторов. Можно привести примеры из истории СССР: в марте 1991 года на всесоюзном референдуме жители Азербайджана и Средней Азии почти все проголосовали за единство СССР, а в конце того же года они чуть ли не единогласно высказались за независимость своих республик.

 

Международное право признает три формы реализации прав народов на самоопределение, изложенные в принятой в 1960 году резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1541:

 

-превращение несамоуправляющейся территории в суверенное независимое государство

 

-свободное объединение с независимым государством

 

-слияние с независимым государством.

 

Основополагающие пакты 1966 года и содержащиеся в них положения о праве наций на самоопределение прямо говорят об этом, но тут же появляется попытка ограничить это положение в рамками комитета ООН по правам человека. Общая рекомендация XХI сорок восьмой сессии Комитет ООН по правам человека 1996 года в пункт 11 гласит, что

 

«По мнению Комитета, международное право не признает права народов на односторонне отделение от того или иного государства...»

 

Хельсинкские соглашения 1975 г. говорят о целесообразности сохранения так называемой территориальной целостности государств.

 

Лингвисты говорят в этой связи о сознательном подмене в терминов. К примеру, с английского языка на русский язык слово «nation » переводят как «нация» и как «народ», не уточняя этнический смысл «nation » и географический смысл «people», что скорее обозначает «население », а не «народ ». Эти коллизии влияют на многое и позволяют политикам и странам пользоваться двойным стандартом в том или ином вопросе.

 

Возможно, что эти проблемы возникают и по причине разных толкований того или иного важного принципа права, что недопустимо. Однако нельзя забывать, что несколько государств - члены СБ ООН, заполучили для себя право вето -практически на любое решение они «вправе» наложить запрет.

 

Как явствует из СМИ и отчетов СБ ООН позволить себе такое могут не только страны, члены СБ ООН. Приведу цитату Антони Клеин, ответственного работника ООН: «С 1946 - 1992 годы, за 46 лет было принято 750 резолюций СБ ООН. А с 1992 –2000 годы, уже только за 18 лет было принято 775 резолюций СБ ООН! Из всех этих резолюций значительное число были обязательными для исполнения. Но сколько их было исполнено? Очень мало! Мы помним Корею, Сомали, Ирак, Косово, Израиль и тут тоже ничего не исполнено». 

 

Эти примеры показывают нам, что идея права народов самостоятельно решать статус своей территории, все еще далека от того, чтобы заменить идею права сильного. Так, сообразуясь именно с правом сильного, после второй мировой войны в 1945 году страны победительницы аннексировали чужие территории, в том числе Эстонию, Латвию, Литву, часть территории Финляндии. Если говорить о нашем времени, то такой пример - это агрессия против Чеченской Республики Ичкерия со стороны РФ-Росссии.

 

Директор Норвежского института прав человека А.Эйде указывает, что существуют международные документы, тексты которых допускают широкое и неопределенное толкование идеи самоопределения. В то же время мы с вами можем наблюдать, что многие политики мира право народов на самоопределение (ПНС) понимают совершенно однозначно: народы могут реализовывать это право, только находясь в колониальной зависимости или под оккупацией!

 

Одним словом, действующее международное право требует изменений, это мнение многих авторитетных людей в мире. Необходимы новые принципы в урегулировании отношений между государствами и народами в интересах права человека, который не должен быть отторгнут от своего родного языка, истории, культуры, исторической родины. Эти проблемы насущны для множества народов и наша попытка решения их закономерна.

 

Принятие Всеобщей декларации прав народов правительствами стран на уровне ООН могло бы быть одним из мощных стимулов, фактором изменения существующего положения в мире. Поэтому вопрос нашей повестки дня чрезвычайно важный и требует серьезных усилий в его продвижении. Надеюсь что мы не остановимся перед препятствиями.

 

Дорогие друзья, здесь мне хотелось бы перейти к конкретному примеру, который может нам помочь проследить за положением вещей в мире с правами народом. Я имею ввиду вопрос права чеченского народа на самоопределение.

 

Как известно, российская империя – СССР рухнула и на ее территории возникли новые независимые государства. Почти за два года до развала этой империи все 20 автономий из СССР были преобразованы по статусу в союзные республики. ВС СССР 26 апреля 1990 г. по этому поводу принял Закон о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации.

 

На момент развала в СССР (8 декабря 1991г.) было уже 32 союзных республик. Три балтийские республики отошли раннее от СССР, как оккупированные Москвой территории в ходе второй мировой войны.

 

Из СССР образовались новые независимые государства, в том числе и РФ – Россия, в нынешнем ее виде на основе заключенного федеративного договора от 30 марта 1992 года с 15 союзными республиками из 32, оказавшихся на распутье после краха Советского Союза. Мы отмечаем, что Чеченская Республика не входила в число этих 15 республик, подписавших федеративный договор с Москвой.

 

В Чеченской Республике, как и в остальных новых независимых государствах, не ставился вопрос о вступлении в федеративные связи с РФ – Россией. Наша страна активно вела переговоры с Москвой как государство с государством по взаимному признанию, разграничению союзного имущества, разделу вооружений и т. д. С территории Чеченской Республики по договору между нашими странами были выведены 7 июля 1992 г. все российские войска (бывшие советские).

 

Еще ранее, до образования нового федеративного государства РФ - Россия в Чечении 12 марта 1992 года была принята своя Конституция суверенного и независимого, демократического, правового государства, в соответствии с чем руководство Чеченской Республики не имело права подписывать какие бы то ни было договора, ограничивающие независимость страны.

 

Отсюда следует, что все утверждения кремлевского руководства о том, что Чеченская Республика Ичкерия есть составная часть РФ-России лишены всякого основания.

 

На международной конференции в Монтевидео (1933 год) была принята Заключительная Конвенция, которая дала правовое определение государства, включив четыре критерия:

 

а) постоянное население

 

б) наличие определенной территории

 

в) существование правительства

 

г) способность государства вступать в сношения с другими странами.

 

Все эти признаки государственности присутствовали в Чеченской Республике, которая была преобразована в Чеченскую Республику Ичкерия впоследствии, после того, как в принятую в декабре 1993 года Конституцию РФ-России, Чеченская Республика произвольно была вписана как составная часть РФ-России.

 

В этой связи действия РФ – России с 1994 года против Чеченской Республики Ичкерия с точки зрения международного права можно классифицировать только как агрессию. РФ - Россия устраивает экономическую и политическую блокаду чеченского государства, а затем оккупируют ее территорию и убивают целенаправленно чеченский народ. Для прикрытия своих преступлений РФ - Россия проводит античеченскую пропаганду во всем мире, искажая действительность и рассказывая о жестокости чеченцев и их принадлежности к «международному террористическому исламскому движению», чтобы оправдать свое преступление.

 

Нам необходимо изменить создаваемое русскими отрицательное общественное мнение о чеченцах на Западе. Это трудно, но возможно, надо трудиться. В этом нам нужна помощь, ибо то, что происходит в Чечении дело не только чеченского народа.

 

Правильно здесь было сказано господином Тйт Мацукявичусом – «Когда мы отказываемся от соблюдения прав человека, то мы отказываемся от тех принципов на которых строятся наши демократические конституции».

 

Мы готовы на сотрудничество в этом вопросе со всеми, в том числе и с правозащитными и общественными организациями по всему миру, в том числе и в РФ -России.

 

Когда чеченское правительство обращалась еще в первую войну в ООН с просьбой рассмотреть вопрос об агрессии против Чечении, генсек ООН Бутрос Гали зявил «ООН будет обсуждать чеченскую проблему, только если попросит Россия, а не Джохар Дудаев».

 

Вот что сказала в отношении этой позиции Запада вдова академика Сахорова Елена Боннер :«Самое главное - и меня это поражает - как Запад (я имею в виду традиционно демократические страны Европы и Северной Америки) их руководители легко клюют на ложь, которая идет из России. Один из самых больших обманов мирового общественного мнения заключается в том, что обман идет не просто из России, как это было в СССР, а с помощью руководителей этих западных стран - что Россия в Чечне борется с международным терроризмом. Это абсолютная ложь! Россия в Чечне ведет страшную войну на уничтожение народа и при этом подменяется лозунг борьбы с мировым терроризмом. И война, которую сегодня ведет Россия, стимулирует терроризм! Кроме того, Запад не хочет замечать, что все международные конвенции по защите мирного населения, по защите беженцев, по защите лиц нашедших убежище в соседних странах, нарушаются Россией и нарушаются западными демократиями».

 

Трудно подобрать более точные слова для отображения положения дел в действующем международном праве. Сегодня чеченский народ продолжает борьбу за свои права, несмотря на все потери. И важнейшей её частью считает борьбу на правовой основе с точки зрения международного права. Отсутствие достаточной правовой базы в этом вопросе остро ощущается все эти годы борьбы чеченского народа.

 

Верим, что принятие Всеобщей декларации прав народов будет неоценимым вкладом в дело решения вопроса прав народов.

 

Мы предлагаем внести в резолюцию конференции предложение для Тартуского института прав народов разработать документ, дающий юридико - правовую оценку чечено- российским отношениям с точки зрения современного международного права.

 

Спасибо за внимание.

 

Таллинн

21 августа 2004 г.

«Кавказ-Центр»