О свободе слова и не только…

7 октября 2004 в 00:30
О свободе слова и не только…

Как известно, российским СМИ специальным указанием властей запрещено публиковать названия чеченских Интернет ресурсов и давать ссылки на них. Причина всем известна, попытка оградить население от информации о войне, заменив её пропагандой о якобы налаживающейся мирной жизни.

 

Чем питаются российские СМИ, освещающие военную агрессию против Чечни, можно понять, ознакомившись с распоряжением Правительства Российской Федерации 229-р от 2 марта 1996 года. Данное распоряжение не было предназначено для публикации, но просочилось в печать и стало известным. Не смотря на прошедшие годы, и поменявшиеся персонажи, оно заслуживает внимания. Вот выдержки из него:

 

Инструктивное письмо «О ПОРЯДКЕ ОСВЕЩЕНИЯ В СМИ СОБЫТИЙ ВОКРУГ ЧЕЧЕНСКОГО КОНФЛИКТА И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ».

 

В целях противодействия тенденциозному освещению в российских и зарубежных СМИ проблемы по урегулированию чеченского конфликта и укрепления демократических устоев России, информационным агентствам РФ следует:

 

1. Показывать, что у российской государственности имеется неисправимый враг в лице нелояльных чеченцев, выпестованный и поддерживаемый из-за рубежа и фашиствующими элементами из стран СНГ.

2. Раскрывать характер этого врага, как бандитский, уголовный, человеконенавистнический и антироссийский.

3. Показывать инородность и паразитизм данного врага на здоровом теле России, уничтожение которого является святым делом для каждого россиянина.

4. Избирать уничижительную форму изложения при описании руководителей незаконных вооруженных формирований, выявляя всю их примитивность, озлобленность, жестокость и звериную сущность.

5. Выискивать и выпячивать всевозможные разногласия и антагонизм в среде противника, описывать имеющиеся у него низменные страсти, наклонности.

6. Объяснять, что в Чеченской Республике существовал внутричеченский кровопролитный конфликт, угрожающий истребить всю нацию. Россия взяла на себя благородную гуманную миссию по предотвращению массовых убийств.

7. Опровергать ложные обвинения в адрес руководства РФ зарубежными СМИ и правозащитными организациями о якобы чинимом российскими войсками произволе в отношении гражданских лиц чеченской национальности.

8. Максимально избегать освещения фактов военных поражений российских войск. Доказательно преподносить минимальность жертв с российской стороны и обреченную массовую гибельность боевиков.

9. Интерпретировать события таким образом, чтобы в них отражались только положительные для России моменты.

10. Отмечать мощь и дух российской армии, силу русского оружия. Раскрывать меркантильный интерес чеченских боевиков-бандитов и присущий им страх.

11. Разъяснять российскому гражданину, что преступность режима Дудаева заключалась в том, что он отнимал у простого русского человека предназначенные ему материальные блага. Увязывать имеющиеся социально-экономические проблемы россиян с существованием бандитского режима Дудаева.

12. Показывать психическую ущербность Дудаева и его окружения.

13. Подчеркивать преступную трансформацию чеченской территории в зону транзитных перевозок оружия, наркотиков.

14. Показывать гражданам России благо в избавлении от «дудаевщины».

15. Широко и разносторонне освещать тяжелую и благородную работу легитимного правительства Завгаева. (Кадырова, Алханова – прим. ред.) Убедительно раскрыть положительную перспективу для чеченцев от деятельности Завгаева (Кадырова, Алханова – прим. ред.)

16. Наглядно убеждать чеченцев, что только лояльность к России есть для них стабильное благо, а сепаратизм и иные идеи безнадежны, они никогда не могут быть реализованы.

17.Продемонстрировать другим народам, проживающим на территории России, всю пагубность чеченского пути и наглядную перспективу для себя в случае его повторения.

18. Выправлять негативные последствия от решений правительства РФ в 1991 г. о вынужденной эвакуации чеченцев в другие регионы страны. Показывать внимание и заботу, проявляемые Россией к чеченскому народу. Оповещать о любом финансировании и оказании помощи Чеченской республике.

19. Особо подчеркивать личные заслуги президента России.

 

Наверное, у здравомыслящих читателей может возникнуть сомнение в подлинности подобного документа – некоторые пункты будто переписаны у Оруэлла. Признаться, несколько лет назад такие сомнения действительно возникали. Однако, спустя годы, авторство и подлинность документа не вызывают сомнений.

 

В первую очередь потому, что не известно другого распоряжения российского правительства, которое бы выполнялось с такой тщательностью. Сколько подобных циркуляров наплодила российская власть с приходом Путина можно только догадываться, хотя некоторые нововведения все же видны. Главное из них, запрет журналистам посещать территорию Чеченской республики Ичкерия без разрешения правительства РФ. В ином случае, пропагандистская деятельность потеряла бы свой главный козырь – блокирование независимых источников информации.

 

Единственным источником информации с противоположной, воюющей стороны, остались чеченские издания, в том числе и электронные. Даже руководитель вполне пророссийского британского радио ВВС, как-то признал в своем интервью, что не может послать журналистов в Чечню из-за препятствий со стороны российских властей. Удается посылать корреспондентов только на спектакли и экскурсии по потемкинским деревням, организованные российскими властями, и только в сопровождении спецслужб.

 

Любые альтернативные источники информации из зоны боевых действий являются серьезной помехой для реализации вышеуказанного распоряжения правительства России. Отсюда попытка придушить любое независимое слово.

 

Костью в горле у российской верхушки стал «Кавказ-Центр». Заявления российской стороны о постоянной дезинформации со стороны чеченского агентства, очерняющего положительные действия России в Чечне, вызывают лишь горестную улыбку. Если бы это было так, то российским властям, для опровержения чеченской информации, достаточно было бы разрешить беспрепятственный въезд на территорию Чечни журналистам. Однако, для российских властей такой шаг станет самоубийством, ибо тогда рухнет вся декорация, погребя под собой шабалкиных.

 

Большая посещаемость чеченских сайтов (только «Кавказ-Центр» посещают более 100 тысяч уникальных визитеров каждые сутки), при их полном информационном игнорировании российскими СМИ, свидетельствует об интересе к публикуемой информации. Но если российские журналисты обязаны игнорировать в своих материалах даже названия «интернет ресурсов сепаратистов», российским властям это никак не удается. Порой доходит до смешного, когда российский корреспондент, беря интервью у вновь избранного главы иностранного государства, чуть ли не главным задает вопрос о деятельности на территории его страны, интернет сайта.

 

Журналистам «Кавказ-Центра», конечно, льстит, что по поводу их деятельности МИД России вызывает иностранных послов и даже предъявляет ноты. Какой еще ресурс может похвастаться таким высоким признанием его значимости? О настоящем значении и рейтинге «Кавказ-Центра», можно узнать в те моменты, когда высшему российскому руководству (не ниже!) все-таки удается при помощи старой дружбы с бывшими товарищами по ЦК КПСС, создать проблемы и приостановить работу сайта, как, например, это произошло в независимой Литве. Вот тут российские официальные СМИ получают команду «фас», и информационное пространство заполняется радостным визгом с передовицами, типа: «Наконец-то!», «Свершилось!». «Уж теперь то, точно навсегда…».

 

Отношение российских властей и СМИ к своим гражданам, потребляющим информацию, мягко говоря, как к недоумкам. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть российское телевидение. Только такое отношение к собственным гражданам может родить у путинцев навязчивую идею о том, что часто повторяемое вранье Шабалкина может трансформироваться в правду.

 

Преследования и обвинения в адрес «Кавказ-Центра» свидетельствуют лишь о том, что обитатели Кремля боятся слова – другого оружия журналисты не применяют. У честного человека не может быть страха перед словом, страх появляется у лгуна, когда слово может его разоблачить.

 

Путин прибрал почти все СМИ России и теперь, когда врет с экрана телевизора, чувствует себя намного уверенней, чем в начале первого президентского срока. Российскому населению это понравилось, понравилось и российским журналистам. Если издать постановление «о наступлении полного мира в Чечне» и зачитать его сто раз по телевизору, то россияне могут в это поверить. Правда, не понятно, почему они думают, что этому поверят чеченцы.

 

Судя по тупому упорству, с которым продолжают фантазировать о происходящем в Чечне российские пропагандисты, задача по вхождению в доверие к чеченскому народу перед ними не стоит. Да и невозможно это. Против русских оккупантов в Чечне воюют потомки тех, кто воевал против смявших русских в считанные месяцы монголо-татар, так и не покорившись ордам Чингис-Хана, обороняя только одно ущелье в течение двенадцати лет, и без всякого участия «идеологов терроризма, окопавшихся за рубежом».

 

Чеченцев в 150 раз меньше русских и сопротивление нынешней орде с севера продолжается десятый год. Любому человеку, знающему историю и дружащему со своей головой, понятна мотивация чеченцев. Русскому народу, как главному поставщику пушечного мяса в Чечню, на протяжении 10 лет внушали, будто победе русского оружия мешают, то независимые журналисты с правозащитниками (ворующие победу), то приезжие моджахеды вместе с прибалтийскими биатлонистками-снайпершами. Сегодня решение задачи по спасению России и победе над «чеченскими агрессорами» свелось к закрытию сайта «Кавказ-Центра» и выдаче Закаева с Ахмадовым. Если предположить, что ненавистный сайт все-таки закрылся на веки, а Закаев с Ахмадовым ушли в отставку и поселились в Антарктиде, интересно, что тогда придумают российские власти для объяснения причин своего банкротства на Кавказе?

 

Если военная победа над народом в 150 раз меньшим по численности может помочь избавиться от чувства собственной ущербности и ощутить собственное величие, то психическое здоровье такого «великого» народа вызывает большие опасения. 

 

Российских журналюг-пропагандистов, «освещающих» события в Чечне, стоит поблагодарить за внимание уделенное «Кавказ-Центру» во время возникших проблем, и поддержание интереса во время вынужденной приостановки в работе. Теперь они могут продолжать как обычно – чего уж тут лукавить - начинать свой рабочий день с просмотра информации чеченского информационного агентства «Кавказ-Центр».

 

Р.S.: Для тех, кто посетил «Кавказ-Центр» в первый раз, услышав рекламу сайта в исполнении российского МИД, можно порекомендовать раздел «Видео». Здесь много наглядных свидетельств о том, как «храбрые» российские войска воюют с «трусливыми» чеченскими моджахедами и налаживают «мирную жизнь». Правда, в отличие от российских теленовостей и бодровских кинобоевиков, съемки здесь документальные.

Салман Даудов,

для «Кавказ-Центра»