Россия не способна одержать победу в Чечне

8 октября 2004 в 11:46
Испанская газета "Rebelion" пишет, что российские власти не хотят признавать, что «терроризм», с которым им сегодня приходится бороться на Кавказе - не более, чем инструмент, а основной проблемой региона является национализм. Из всех составляющих политической энергии национализм оказывается наиболее могущественным, самым сопротивляющимся. Вне всякого сомнения, национализм можно считать самой важной действующей силой современной истории: свидетельство тому - сопротивление палестинцев.

Ни колониализм, ни империализм, ни тоталитаризм не сумели избавиться от него. Это течение без колебания идет на любые союзы и соглашения ради достижения своей цели. Подтверждение чему мы находим сегодня, например, в Ираке и Афганистане, где национализм и ислам вступают в союз для того, чтобы возглавить борьбу за национальное освобождение. То же самое происходит и в Чечне. Никто не сопротивлялся российскому захвату кавказских территорий так, как чеченцы. Они отважно ведут свою борьбу, начиная с 1818 года.

Во время распада Советского Союза, в 1991 году, Чечня провозгласила свою независимость. Впоследствии это привело к началу первой чеченской войны, которая завершилась в августе 1996 года победой обескровленной республики. В октябре 1999 года в качестве ответных действий на серию прогремевших в российских городах взрывов вооруженные силы Москвы вновь напали на Чечню. Второй конфликт привел к разрушению опустошенной страны. Кремль организовал проведение местных выборов, выдвинув на ключевые посты тех, кто связан с его политикой. Но чеченское сопротивление не прекращается. Геополитический контекст еще больше усугубляет ситуацию.

Российские власти выражают свое серьезное недовольство с каждым разом все более тесными отношениями - экономическими и военными - между Соединенными Штатами и граничащими с Чечней Грузией и Азербайджаном. В качестве ответных действий Путин против воли местного правительства продолжает сохранять российские военные базы на территории Грузии и Азербайджана, укрепляет союз с Арменией, которая до сих пор незаконно оккупирует азербайджанские территории, и поддерживает сепаратистские тенденции в Абхазии и Южной Осетии.

Россия, неспособная одержать победу непосредственно на территории Чечни, хочет показать, что в кавказском регионе в целом невозможно не учитывать ее интересов. Они по-прежнему одержимы призраком «второго Афганистана». Новое военное поражение в Чечне перед лицом ислама окажется еще более унизительным, учитывая численность населения республики (меньше миллиона), оно может поджечь кавказский пороховой погреб и привести к новому территориальному расколу. В этом и заключается причина отказа от любых переговоров, от любого признания права на самоопределение.