«Эскадроны смерти» в Чечне

«Эскадроны смерти» в Чечне

То что в оккупированной Чечне действуют так называемые «эскадроны смерти» на совести которых сотни и тысячи убийств и похищений мирных жителей, чеченская сторона и некоторые правозащитные организации пишут давно. Однако до сих пор кремлевский режим категорически отрицал их наличие, называя утверждения чеченской стороны «ваххабитской пропагандой».

 

Сегодня, судя по всему, в Москве решили, что отрицать очевидное не только не стоит, а наоборот – надо широко разрекламировать политику террористических убийств и наличие в Чечне «эскадронов смерти». Возможно путинская камарилья решила, что ситуация в мире и ее «заслуга» в деле всемирной «антитеррористической войны» позволяют Москве снять маски и официально использовать команды путинских убийц для психологического давления на чеченцев.

 

Логика здесь проста – чеченцам как бы говорят:

 

- Вот видите, мы вас убиваем в открытую, похищаем и пытаем, ваши трупы мы демонстративно разбрасываем по всей республике, весь мир это знает, видит и никто вам не помогает. Вы обречены на смерть, если не подчинитесь и не прекратите сопротивление. А если вы пытаетесь нападать на нас, то перед всем миром вы выглядите террористами…

 

О деятельности русских террористических «эскадронов смерти», (названных «ликвидаторами»), подробно написали на днях Андрей Солдатов и Ирина Бороган, постоянные обозреватели Интернет-издания Agentura.ru и «Московских Новостей». Опубликованные материалы проясняют структуру «эскадронов смерти», которые действуют в Чечне –

 

«ВСОГ - временные специализированные оперативные группы. Состав - водитель и три оперативных сотрудника в звании от майора и выше. Были созданы шесть таких групп: пять для действий в районах Чечни и одна - для Ингушетии. Прибыв на место, ВСОГ не подчиняются РОШ. Временные ОВД обеспечивают их боеприпасами, транспортом и жильем, но никак не контролируют их деятельность. Группы занимаются прямыми ликвидациями. Командируются изначально на месяц, потом обычно этот срок продлевается. Отчеты - только снимками полароида. Никаких документов - и никаких следов.

 

…Федеральная служба безопасности… использует два подхода. Первый - это так называемые ССГ (сводные специальные группы). Официальное наименование - ССГ Регионального оперативного штаба Оперативного управления ФСБ. Спецгруппы состоят из оперативников региональных управлений ФСБ и спецназовцев Внутренних войск (до осени 2002 года их место занимали бойцы СОБР). 10 таких групп создали в апреле 2002 года для проведения спецопераций в Шалинском, Веденском, Ножай-Юртовском и Курчалойском районах Чечни. ССГ действуют автономно от местных органов контрразведки и подчиняются Временной объединенной группировке органов и подразделений (ВОГОиП), которая, в свою очередь, подчиняется РОШ. Эти группы также занимаются ликвидациями боевиков.

 

Хотя ССГ действуют достаточно эффективно, оперативники на полгода отрываются от своих прямых обязанностей. Ведь три месяца они проводят в командировке в Чечне, еще три отгуливают отпуск, положенный за участие в боевых действиях.

 

Кроме ССГ, есть и второй путь. ФСБ постоянно засылает в Чечню подразделения, состоящие из сотрудников территориальных групп «Альфа» (на профессиональном арго - так называемых тяжелых фэйсов). Они тоже занимаются ликвидациями, их тоже командируют на месяц, но подчиняются они УФСБ по Чеченской Республике».

 

В заключение своей статьи авторы сетуют на то, что несмотря на огромные усилия российских спецслужб и практику террористических убийств чеченцев, эффект от этих действий весьма незначителен и поясняют в чем ошибка Кремля –

 

«Между тем причина отнюдь не в том, что Чечня - это очень специфичный район, где сложный рельеф местности, особый характер местного населения и пр. Дело в том, что «эскадроны смерти» никогда и нигде не были эффективным оружием против террористов и партизан. В Алжире деятельность французских армейских «эскадронов смерти», уничтожавших лидеров Народного фронта, завершилась крахом. В Испании отставкой нескольких министров закончилась деятельность отрядов «антитеррористической группы освобождения» (Grupo Antiterrorista de Liberacion - GAL), наводивших ужас на баскские деревни в середине 80-х. В Северной Ирландии ни к чему не привели рейды спецназа SAS и спецподразделений местной полиции (Metropolitan Police Special Branch - MPSB).

 

Однако российские спецслужбы продолжают следовать опыту, который так нигде и не привел к желаемому результату. Сегодня на Лубянке обсуждается опыт временных специализированных оперативных групп МВД. Там решают, не стоит ли после бесланских событий и в ФСБ создать подобные группы».

 

Не вызывает никаких сомнений, что этот и подобные ему материалы, с таким бахвальством и наглостью публикующиеся в российской прессе, в своей время лягут на стол международного трибунала или Высшего Шариатского Суда, когда на скамью подсудимых приведут нынешних кремлевских преступников.

Руслан Ахметханов, Западная Европа.

Для «Кавказ-Центра»