Российско-чеченские экономические вопросы

Российско-чеченские экономические вопросы

По российскому телевидению, как-то демонстрировали сюжет из жизни одного небольшого провинциального российского городка. Довольно продолжительный репортаж был посвящен проблемам то ли отопления, то ли электроснабжения.

 

В течение десяти минут, на экране мелькали трубы, провода, котельная, то ли обесточенная, то ли не отапливаемая районная больница, жалобы больных, врачей, местных жителей. В общем, один из типичных, набивших оскомину сюжетов, на которые обращают внимание лишь обитатели данной местности, т.е. те, кому он посвящен.

 

Мое внимание привлекла лишь названная в репортаже сумма, которую местные власти уже несколько лет не могут найти для решения, стоящей перед населением проблемы ЖКХ. Сумма называлась приличная, пока не стало ясно, что речь идет о сумме в рублях. Не сложный перевод рублей в доллары привел к поразительной цифре – около 12 000 (двенадцати тысяч!) долларов США, оказывается нужно для решения этой, длительное время существующей  проблемы.

 

Для освещения ситуации подключили московских журналистов с использованием центрального телеканала, с одновременным обсуждением программ различных партий и  стоящей перед местными жителями дилеммы – за кого отдавать голоса на выборах.

 

Своеобразное отношение россиян к своему быту - не секрет. Они, например, готовы годами жаловаться в различные инстанции и ходить в лес по дрова, вместо того, чтобы прийти между собою к согласию, скинуться и провести к своим домам трубу от проходящего рядом газопровода.

 

Соответствующее отношение к своим гражданам и со стороны российских властей, имитирующих бурную деятельность на благо народа. Народ подобные знаки внимания не забывает, обсуждая на завалинках: «котельную построили при Сталине, дом культуры при Хрущеве, больницу при Брежневе, жрать стало нечего при Горбачеве, а за газ в домах - спасибо Путину…».

 

Имитация заботы о нуждах народа, надо отметить, дело довольно хлопотное и затратное. Даже по выше приведенному примеру, не считая зарплаты журналистов, обличающих пороки жилищно-коммунального хозяйства, одно эфирное время на общероссийском телеканале обошлось в сумму на порядок превышающую стоимость ремонта котельной уездного города N.

 

Чтобы не провоцировать русский бунт, не будем сравнивать стоимость автомобиля рядового чиновника - чистильщика перьев в администрации Москвы с суммой, необходимой для полного счастья жителям злополучного городка.

 

Российские традиции формировались веками, и не нам - нерусским решать, что хорошо для русского, а что ему смерть. Однако, российские чиновники, похоже, потеряли связь с реальностью, если решили испытать подобные трюки в отношении чеченцев.

 

На днях появилась информация о том, что российские власти подготовили договор со своими чечено-язычными марионетками о разграничении полномочий. Цифры откупных за преданность и степень предоставляемой самостоятельности Чечне могут вызвать злобный скрежет зубами и возмущение у любого жителя Урюпинска: «За что, спрашивается, воевали?».

 

И возмущение не заставило себя долго ждать. Но странное дело, недовольны те, кто по долгу службы всегда и во всем поддерживает любые начинания Путина. Нет сомнений, что проект «договора о разграничении полномочий» не увидел бы свет без одобрения  Кремля. Поэтому и возмущение типа: «за что воевали!?», выглядит несколько наигранным, с наивной надеждой воздействовать на чеченцев, продемонстрировав на какие большие уступки идут российские власти.

 

Цифры, фигурирующие в проекте договора, по замыслу Москвы должны впечатлить обывателя и именно эту цель ставят те, кто пытается это возмущение изобразить.

 

«Чечня ежегодно получает банковский кредит на 3 млрд. руб. (100 млн. долл.!!!)» - восклицают российские комментаторы (восклицательные знаки сохранены, как в оригинале публикации).

 

Впечатляет, особенно на фоне 10 миллиардов долларов в год, в которые, по подсчетам экономистов, обходится России война в Чечне. Если возникают сомнения в объективности российских экономистов, вычисливших сумму расходов на войну, можно внести поправку и сократить цифру в десять раз, получится 1 миллиард долларов в год, что все равно в десять раз больше кредита(!) в 100 миллионов.

 

Странно, с чего это появились обвинения Путина в том, что он решил «откупиться от Чечни».

 

Планируемый ежегодно кредит Чечне, чуть меньше… половины стоимости развернувшегося в Москве строительства аквапарка. Хотя, если Путин подразумевает под Чечней сельского уголовника Кадырова и его бригаду, то 100 миллионов за лояльность, дополнительно к 10 миллиардам на войну - вполне приемлемая сумма, быть может друзья Путина насытятся и перестанут таскать в заложники коммерсантов из соседних республик.

 

Что касается остальной Чечни, то своей десятилетней борьбой, чеченский народ уже продемонстрировал то, чего никак не могут понять кремлевские колбасные психологи с представлением о счастье в виде теплого стойла и своевременной похлебки.

 

Для Чечни в сегодняшних реалиях актуальны совсем иные цифры. Например, стоимость одного БТР или БМП - до 200 тысяч долларов, а стоимость одного фугаса - до 200 долларов. Так что экономика Ичкерии вполне конкурентоспособна, отвечает насущным требованиям и может функционировать бесконечно, пока до российской стороны не дойдут азбучные истины.     

 

Салман Даудов,

для «Кавказ-Центра»