Глюксман призывает США вспомните о Чечне

Уважаемый президент Буш. Я - один из немногих парижских интеллигентов, кто с самого начала публично поддерживал вооруженную интервенцию против Саддама Хусейна, пишет сегодня в американской газете «The Wall Street Journal» французский общественный деятель и философ Андре Глюксман.

Такую позицию я занял по одной простой причине - из-за бесчеловечности этого режима; единственное, о чем я сожалею, так это о том, что его не свергли еще в 1991 г.. Свобода стоит на первом месте: именно к такому решению пришли и вы.

В ходе вашей поездки вы вновь с энтузиазмом заявили о своей поддержке 'бархатных революций' - борьбы за свободу, что идет сегодня на бейрутских бульварах и уже увенчалась победой на киевском Майдане незалежности. Вы без колебаний - дипломатично, но четко и в полный голос - критикуете и автократические тенденции в политике Владимира Путина.

И все же, в заключение этого поздравительного послания я не могу не упомянуть о своих возражениях, и о скорби, сжигающей меня из-за того, что вы не сочли нужным ни словом упомянуть о трагедии, которая не дает мне покоя, преследует меня вот уже 11 лет, и, боюсь, не оставит до смертного часа. Вы ни разу не произнесли слово 'Чечня'.

Господин президент, вспомните о чеченской столице - этот город с четырехсоттысячным населением стал первой столицей, стертой с лица земли европейской армией после разрушения Варшавы Гитлером в 1944 г. Подумайте об этом маленьком народе - меньше миллиона человек - который за последние десять лет потерял от пятой части до четверти своей численности. Только представьте: для Франции такой же процент жертв составил бы 13 миллионов человек, а для Америки - 60 миллионов.

Прошу вас подумать и о том, что за последние три столетия колониальные войны трижды ставили этот неукротимый народ на грань исчезновения. Сначала - под безжалостным натиском царских армий. Потом - когда Сталин и Берия за три дня бросили целый народ за колючую проволоку ГУЛАГа. Сегодня это происходит третий раз - мирное население без разбора уничтожается под лозунгом путинской 'антитеррористической операции'. Свободная пресса всего мира пестрит свидетельствами о неописуемых действиях российской армии. Я, в нарушение всех законов, побывал в Чечне, чтобы оценить обстановку на месте, и могу подтвердить, что мрачные картины, которые рисуют журналисты - правда. В чем причина столь непреклонного упорства?

В чем причина столь безжалостной жестокости? Упрямство Москвы обусловлено не стратегическими соображениями, и не заинтересованностью в чеченской нефти. Эта крохотная республика никому не угрожает, и к тому же борцы за свободу обязуются обеспечить ее демилитаризацию под международным контролем. Главная причина жестокости россиян в Чечне, которую подметил еще Толстой - 'назидательного' порядка. Необходим наглядный пример, показывающий самим россиянам, что ждет того, кто ослушается указа сверху.

В 1818 г. генерал Ермолов в письме к Николаю I изложил главную причину этой непрекращающейся войны: 'Чеченцы [так в тексте. Ермолов говорил о 'горских народах - прим. перев. ] примером независимости своей в самих подданных Вашего Величества порождают дух мятежный и любовь к независимости'. Вы настаивали на уважении прав меньшинств. Вы говорили о свободе. Неужели, господин президент, вы позволите уничтожить народ, который приветствует чужестранца такими словами: 'С тобой в дом вошла свобода!'

Потребовать от президента Путина прервать эту зловещую традицию - значит помочь ему выбраться из омута самовластья, в который он погружается все глубже. Это позволит защитить угнетенное меньшинство и поддержать демократию в России.

Умоляю вас: напомните публично президенту Путину, что в наше время, когда информация, несмотря ни на что, неизбежно просачивается наружу, народ, занятый взаимоистреблением, не может быть свободным. Молчание о военных преступлениях и оскорблениях человечности - самоубийственный путь для нашей единой цивилизации.