Кошмар российского президента на Северном Кавказе

«На протяжении веков имперская Россия подавляет мусульманское население, посылая сюда свои войска. Владимир Путин держится у власти, проливая кровь. Он зашел в тупик. Сегодня ислам возрождается, и Кавказ – сердцевина этого процесса. Может быть, у вас это вызовет улыбку, но я верю, что эта борьба закончится лишь тогда, когда вся Россия примет ислам». Это говорит не чеченский боевик, спустившийся с Кавказских гор: перед нами – молодой хирург, преподающий анатомию на медицинском факультете Владикавказа – столицы Республики Северная Осетия, пишет французская газета Le Mond в своей статье «Исламизм завоевывает Северный Кавказ»

 

Осетия. Сулейман Мамиев. Сулейману Мамиеву – 28 лет. В Осетии мусульмане составляют меньшинство – 30% населения. Но здесь, как и на всем Северном Кавказе, часть образованной молодежи поворачивается в сторону радикализма. Ее обхаживают исламистские проповедники, и она испытывает растущее чувство солидарности с чеченцами, судьбу которых она все чаще рассматривает как составную часть «крестового похода, ведущегося против мусульман по всему миру». Война в Чечне пустила метастазы по Северному Кавказу, о чем свидетельствуют июньский рейд в Ингушетии и сентябрьское нападение на школу в осетинском городе Беслане, где погибло более 330 человек.

 

Мамиев один воплощает собой весь кошмар российского президента, который еще в 2000 году, только придя к власти, высказал опасение, что «экстремистским силам удастся укорениться на Кавказе» и что «эта зараза поднимется по Волге и распространится на другие республики». Десять лет спустя после начала первой чеченской войны (1994-1996) религиозная напряженность и опасность взрыва продолжают возрастать.

 

Родившийся в нерелигиозной советской семье, Мамиев обратился в ислам в 1995 году после знакомства с палестинским миссионером, приехавшим из Кувейта. Он стал имамом единственной мечети во Владикавказе, три мечети которой возвышаются над серыми водами Терека – реки, бегущей в сторону Чечни. Он говорит по мобильному телефону, владеет английским языком, пользуется интернетом и издает газету «Аль-Азан» (www.al-azan.ru).

 

Молодые верующие разных национальностей (осетины, лезгины, аварцы и др.), выходящие из мечети после молитвы, говорят тем же языком, что и их имам. «То, что происходит в Чечне, – это геноцид, – говорит один из них. – Весь мир осудил нападение на Беслан, но кого обеспокоила участь 40 тысяч детей, убитых в Чечне за десять лет?» Их герой – имам Шамиль, вождь вооруженного восстания кавказских горцев, выступивших в XIX веке против царских войск.

 

Порвав с местными мусульманскими традициями, они отвергают предписания умеренного суфийского течения, утвердившегося на Кавказе еще в XVIII веке. Они верят в то, что когда-нибудь придет «настоящая исламская власть – халифат». «Наши предки и наши родители встали на неверный путь, выбрав суфизм, который несет с собой язычество и культ шейхов. Ислам должен быть чистым», – говорят эти студенты и служащие, не называющие своих имен: они боятся ФСБ – российской службы безопасности, сотрудники которой постоянно проводят аресты в регионе. «Повсюду – в Чечне, в Ираке, в Афганистане – бьют мусульман, – говорят они. – Повсюду в России на мусульман смотрят косо», - рассказывает газета.