Античеченская пропаганда языком антисемитов

Американский политолог Пол Гобл, преподающий сейчас в Тартусском университете, прислал на «Голос Америки» (в дирекции которой он, кстати, работал до отъезда в Эстонию) статью. Марк Белл знакомит с ее содержанием:

 

«Анна Бродски, преподающая филологию в Университете Вашингтона и Ли в штате Вирджиния, опубликовала в московском журнале «Новое литературное обозрение» примечательные наблюдения, - сообщает Гобл. - Она обнаружила, что российские авторы, занимающиеся античеченской пропагандой, пользуются аргументами антисемитской литературы и публицистики гитлеровских времен».

 

Так Бродски отмечает, что характеристики, приписываемые нацистами евреям, живо подхвачены авторами публикаций о чеченцах, изображаемых носителями абсолютного зла.

 

«Главным антисемитским стереотипом, встречающимся чуть ли не во всех книгах о чеченцах, является миф об экономическом господстве баснословно богатого национального меньшинства», - пишет американский профессор. - Этот ярлык, почерпнутый в известной фальшивке «Протоколы сионских мудрецов», сейчас наклеивается на жителей Северного Кавказа».

 

Анна Бродски приводит следующие примеры. В романе Льва Пучкова, вышедшем в 97 году, чеченцы нападают на русских потому, что привыкли безнаказанно красть и обманывать их. Аналогичный мотив звучит и в романе Дмитрия Черкасова, опубликованном в 2001 году. Виктор Доценко и Андрей Воронин наводняют свои книги и статьи описаниями сексуальных вожделений, которые чеченцы якобы питают к русским женщинам – еще одна стандартная тема нацистской антиееврейской пропаганды.

 

Но самой яркой параллелью, считает Бродски, является «кровавый навет» – утверждение о том, что частью национальной традиции чеченцев и евреев является использование крови христиан в ритуальных целях. О таком обращении с русскими солдатами, попавшими в плен к чеченцам, пишет Александр Проханов в романах «Шагая в ночь» и «Чеченский блюз».

 

«Данная тенденция, - пишет Пол Гобл, - вызывает тревогу по двум причинам. Во-первых, она отражает растущую демонизацию и дегуманизацию чеченцев в глазах россиян. Обычно это делается в оправдание геноцида целой нации или этнического образования. Во-вторых, она показывает легкость, с которой ненависть к одной группе населения переносится на другую группу – и обратно. Как считает Анна Бродски, усвоенные и ставшими привычными стереотипы в любую минуту могут быть использованы для гонений на евреев или любых меньшинств».