Россия продолжает вооружать своего кавказского сателлита

Россия продолжает вооружать своего кавказского сателлита

Как стало известно газете "Зеркало" из информированных источников, в минувшие выходные государственную границу Грузии и Армении в районе азербайджанского села Садахлы (Юго-Западная Грузия) пересек грузовой железнодорожный состав, пять вагонов из которого перевозили российское оружие.

 

Наша газета уже подробно сообщала о том, что грузинские власти решительно настроены на форсирование процесса вывода российских войск со своей территории. Во всяком случае, парламент этой страны грозился объявить базы в Батуми и Ахалкалаки вне закона, если до 15 мая российская сторона не определится со сроком их вывода.

 

И к слову, по некоторым данным, речь об этом шла на недавних переговорах между Р.Кочаряном и В.Путиным во время официального визита российского президента в Ереван.

 

По уточненной нами информации, в двух из указанных выше вагонах находились современные системы противовоздушной обороны (ПВО), а остальные три были загружены снарядами для тяжелой артиллерии и минами, как противопехотными, так и противотанковыми. Нет никаких сомнений, что это вооружение российских военных баз, на необходимости вывода которых так настаивает грузинское руководство. Более того, с военной базы в Ахалкалаки с периодичностью в два-три раза в неделю взлетает российский военно-транспортный самолет и держит курс на аэродром в Гюмри. И вряд ли с туристами на борту.

 

В принципе, передислокация российских военных баз из Грузии в Армению уже давно муссируется в прессе и вызывает крайнее беспокойство у азербайджанской стороны. Военный паритет между Арменией и Азербайджаном вследствие более чем щедрого задаривания Россией оружием своего сателлита на Южном Кавказе уже давно нарушен. А заверения российской стороны о том, что вооружение вначале аккумулируется на базе в армянском городе Гюмри, а далее транспортируется в Россию, не выдерживают никакой критики.

 

В этой связи есть необходимость напомнить о событиях двухлетней давности. Тогда Россия под давлением Грузии и иных обстоятельств была вынуждена вывести свою крупнейшую военную базу из Дманиси (по сути пригород Тбилиси). Вывозили оружие в Армению по оптимальному маршруту, то есть через Марнеульский район - места компактного проживания азербайджанцев. Не заметить этого было невозможно, так как в день порой границу пересекали до 200, а то и 300 груженых военных автомобилей. И, кроме всего прочего, колонны сопровождала бронетехника, двигавшаяся своим ходом. Россия вышла из Дманиси, оставив там одни полуразрушенные казармы, а ведь там были и новейшие системы ПВО, радиолокационное оборудование и порядка 30 самолетов, не считая бронетехники и легкого вооружения.

 

Впрочем, речь не о том, что подавляющее большинство этого вооружения растворилось в вооруженных силах Армении. Любому мало-мальски знакомому с географией человеку понятно, что вывод военной базы из Ахалкалаки и Батуми гораздо удобнее и эффективнее, в том числе и с точки зрения материальных затрат, осуществить напрямую, то есть, скажем, по маршруту Ахалкалаки - Гюмри. Благо, и коммуникации это позволяют. Зачем же, спрашивается, тащить технику в относительном сравнении за тридевять земель, чтобы переправлять ее через железнодорожный участок на границе у деревни Садахлы?

 

По некоторым данным, на этом участке армянская сторона концентрирует большие силы: до двух дивизий к уже имеющимся войскам. Вполне естественно, что они используют удобные и вполне пригодные транспортные коммуникации с Грузией с тем, чтобы необходимое вооружение, едва попав на территорию Армении, сразу же было распределено по воинским контингентам, подтягивающимся к северо-западным регионам страны (граничат с Газахским районом).

 

Дело в том, что от Гюмри, где дислоцируется 102-я российская армия, до указанного места просто нет пригодных коммуникаций. Напомним также, что эта армия насчитывает порядка 5 тысяч военнослужащих, причем службу в ней проходит немало граждан Армении. Она, кроме всего прочего, оснащена самыми современными на сегодняшний день зенитно-ракетными комплексами С-300, истребителями МиГ-29.

 

В таком случае возникает другой резонный вопрос. Для чего, собственно, то есть с какими "благими" целями Армения столь неприкрыто наращивает свою военную мощь на северо-западной границе с Азербайджаном, одновременно создавая мнимую, а может, и вполне реальную угрозу вторжения в Грузию? А с учетом крайнего обострения ситуации на линии противостояния и ежедневных, а порой и ежечасных, нарушений режима перемирия этот вопрос приобретает уже совсем другой окрас.

 

Конечно, в политическом аспекте мы можем основываться только на прогнозы, но все предположения так или иначе увязываются с трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Мы далеки от мысли, что армяне могут затеять серьезные боевые действия близ трубопровода или массированным военным ударом попытаться отсечь от Азербайджана какой-нибудь участок трубопровода. В нынешней ситуации подобная авантюра может стать для них самоубийством. Мы уже не говорим о том, что при таком раскладе армян ждет не только серьезное сопротивление, но возможный не менее мощный контрудар с нашей стороны. Дело в том, что реакция Запада на это вполне предсказуема, а так уже повелось, что США и ведущие страны Европы могут прижать хвост какой угодно стране, причем часто без единого выстрела.

 

Но это, повторимся, на данном этапе. А кто знает, как сложится ситуация завтра или послезавтра? И не готовит ли Россия вместе со своим южным форпостом какой-либо изощренный план? Кстати, сам характер вышеназванного вооружения, которое на днях было переправлено в Армению, тоже о многом говорит сведущему человеку. Мины (три вагона!) и системы ПВО - это оружия оборонительного характера. Резонно предположить, что армяне планируют какой-либо "блицкриг", а затем создадут на захваченном участке мощную оборону и, скорее всего, глубоко эшелонированную. Допустим, что это не так и наши предположения всего лишь таковыми и являются, но ведь в любом случае вопрос концентрации на указанном участке армянских сил остается открытым. Даже от переброски российского оружия в Армению отмахиваться нельзя, и тем более совсем опрометчиво не реагировать на такие перемещения армянских воинских подразделений.

 

А теперь о России и ее роли. Не секрет, что стремительное изменение геополитической ситуации в мире вообще, и на пространстве СНГ в частности, показывает, что Россия начала терять свои позиии и в Содружестве. Еще вчерашние провинции, не без помощи Запада, ничуть не скрывают своих намерений существенно оттеснить Россию с ее энергоносителями. А избежав энергетической зависимости от России, в том числе и с помощью системы нефте-газопроводов и тому подобного, страны СНГ обретают полную свободу, что, в свою очередь, знаменует окончательное поражение Кремля. Полагаем, даже неискушенный читатель уже понял, к чему мы клоним. Россия чужими руками хочет обострить ситуацию в районе стратегического участка БТД, формально оставаясь в стороне.

 

Однако анализ внешней политики России - дело неблагодарное, ибо умом эту страну, как известно, не понять. Зато позиция нового грузинского руководства, казалось бы, весьма целеустремленная, нуждается в некоторых комментариях. Конечно, мы не станем огульно обвинять Грузию в желании избавить свою территорию от российского военного присутствия. Это суверенное право Грузии и ее внутреннее дело. Но тот факт, что она делает вид, будто не замечает, куда вывозится вооружение с российских баз, говорит либо о легкомысленности, либо о недальновидности грузинского руководства, что, впрочем, одно и то же.

 

Согласны, что база в Ахалкалаки - это для России своего рода рычаг, с помощью которого она фактически вмешивается во внутренние дела Грузии, угрожая ее национальной безопасности. А как иначе можно объяснить митинги армянского населения в Ахалкалаки с протестами против вывода оттуда российской базы. При всем при этом, заметьте, наши земляки в Марнеульском районе молча взирают на то, как составы с вооружением прогоняются мимо них прямиком в Армению, находящуюся в состоянии войны с Азербайджаном.

 

Но все дело в том, что, допуская передислокацию российских военных баз в Армению, Грузия мало что приобретает взамен. Фактически она меняет "шило на мыло", так как расстояние от Ахалкалаки до Гюмри - порядка 70-80 км при абсолютной прозрачности государственной границы между двумя странами, где пограничные столбы установлены только на двух КПП. Зато косвенно способствуя усилению Армении, Грузия, видимо, еще не пришедшая в себя после эйфории "революции роз", возможно, сама того не понимая, создает угрозу для и без того хрупкой региональной безопасности. Мы уже не говорим об угрозе чисто экономическим интересам этой страны, связанным с реализаций проекта БТД. Стоит ли после этого приводить в качестве довода столь "значительный" аргумент, как "вековая дружба азербайджанского и грузинского народов", которой с несколько приторным умилением так восторгаются политики двух стран.

 

При желании грузинская сторона с упорством, каковое она проявляет в других менее значимых проблемах, могла бы настаивать на выводе российских военных баз непосредственно в Россию. Понятно, что выбор маршрутов невелик. Через Абхазию - абсурд, Грузия никогда не пойдет на это. Через неспокойную Южную Осетию и далее - утопия, да и коммуникации не для тяжелой бронетехники. Азербайджан? Без комментариев. Остается только один путь - по морю из Батуми, где, кстати, напомним, у России вторая и последняя база на территории Грузии. Да, это накладно, очень накладно. Но в конце концов это проблемы России. К слову, Грузия могла бы запросить на это денег у Запада. Думаем, что США и страны НАТО охотно выделили бы бессрочные кредиты на эти цели. Чего только не бывает в политике, но это уже тема для другого разговора.

 

Зеркало