«Милиционеры ведут себя как фашисты в оккупированной деревне»

«Милиционеры ведут себя как фашисты в оккупированной деревне»

Становятся известны все новые подробности милицейского произвола в России. На пресс-конференции в Москве журналисты услышали рассказы правозащитников и пострадавших о беззакониях, совершенных милицией в селе Рождествено Калининского района Тверской области, в Таборском районе Свердловской области и Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа.

 

Вот что произошло в феврале в Калининском районе Тверской области. Незадолго до описываемых событий житель поселка 1 мая Конаковского района Спирин совершил административное нарушение — «подрезал» своим автомобилем машину, принадлежащую милиции Калининского района. Вместо того чтобы действовать по закону, калининские милиционеры 5 февраля приехали в соседнее село Рождествено, где на юбилей местной школы собралось много окрестных жителей и, не найдя Спирина, учинили произвол в местном клубе.

 

Один из пострадавших, Евгений Бондаренко, сообщил, что когда он со своим другом подъехал к клубу, к его машине подбежали люди в форме и масках и без каких-либо объяснений начали выламывать дверь. Они выволокли Бондаренко и его друга из автомобиля, стали избивать и затащили в клуб. Евгений просил не бить его по ногам, которые пострадали во время недавней аварии, но омоновец нарочно стал бить по ногам. В клубе Бондаренко увидел лежащих на полу людей, в том числе детей. Если кто-то поднимал голову, его били ногами по голове. На полу были кровь и выбитые зубы. По словам Евгения Бондаренко, участковый сказал: «Теперь местные будут знать, кто здесь участковый». 7 февраля Бондаренко подал заявление в прокуратуру.

 

Когда другой пострадавший, Меружан Авагимян, и его жена Насиба подъехали к клубу, к ним подошли милиционеры в штатском и стали обыскивать их автомобиль. Они спросили, кто Авагимян по национальности, и узнав, что он армянин, стали вести себя особенно вызывающе. Тем временем его жену увели в клуб. Кто-то из милиционеров ударил ее, из-за чего она ушиблась о стену и батарею и получила сотрясение мозга. Когда Насибу вывели из клуба, она упала в обморок.

 

Валентина Катихина, мать жителя поселка 1 мая Романа Матросова, рассказала, что ее сын после избиения омоновцами две недели пролежал в больнице с сотрясением мозга и закрытой травмой головы. 16 февраля Калининская прокуратура возбудила уголовное дело. Милиция требовала у Матросова забрать заявление из прокуратуры. К Катихиной на работу приходили якобы с проверкой милиционеры, сказавшие, что они из ОБЭПа. В их числе была сотрудница отдела по делам несовершеннолетних, которая, по словам Катихиной, участвовала в событиях 5 февраля.

 

Как отмечают правозащитники, опознать сотрудников милиции, избивавших людей, невозможно, так как они были в масках.

 

Правозащитники уже рассказывали особытиях в поселке Таборы Свердловской области. Больше всех от действий милиции там пострадал Фазил Мусаев. Его брат Назим рассказал, что начальник местного РОВД Александр Веберов пытался вымогать у Фазила деньги и другие материальные ценности. Тот отказался платить. 23 сентября 2004 года приехали около десяти нетрезвых сотрудников УБОП и увезли Фазила Мусаева в Таборинский РОВД, где он был жестоко избит. В шоковом состоянии, с травмами средней тяжести Мусаев был доставлен в больницу. Он находился на лечении и под наблюдением врачей 29 дней. Назим Мусаев сообщил, что три жителя Таборского района, которые жаловались на действия милиции, обвинены в заведомо ложном доносе.

 

Прокуратура Таборинского района отказала Мусаеву в возбуждении уголовного против начальника Таборинского ОВД Александра Веберова и следователя А. Диковичем «за отсутствием события преступления». В постановлении районного прокурора утверждается, что повреждения получены в результате самостоятельного падения с лестницы и иных действий Мусаева, который бился головой о лестницу и стены в здании РОВД.

 

Житель Таборов Александр Шалаев сообщил, что 23 сентября 2004 года к нему приехали сотруднки РУБОП. Они сказали, что надо, мол, посадить Мусаева за то, что тот якобы воровал лес. Шалаева привели в ленинскую комнату, где сначала угрожали, а затем избили и сломали челюсть. «Я знаю в лицо тех, кто меня бил», - говорит Александр Шалаев.

 

Движение «За права человека» сообщило, что 26 марта на базе отдыха «Сказка» Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа группа неизвестных лиц стала избивать пенсионера Николая Колесникова. Хулиганские действия попытались пресечь сотрудники охранного предприятия «Беркут». Тогда хулиганы начали избивать охранников. Вскоре на базу приехали милиционеры в форме и потребовали, чтобы все старше 14 лет проехали с ними в милицию.

 

В ОВД были доставлены охранники Николай Степанов, Виталий Фоменко, Сергей Усов и Андрей Кондрашов. Там их стали избивать, требуя подписать протоколы допросов с данными, не соответствующими действительности. После этого все четверо были доставлены в больницу, так как не могли двигаться. Кондрашову сломали ногу и порвали сухожилие. Усову сломали отросток позвоночника и три ребра; у всех были многочисленные раны и ушибы. 28 марта они обратились в прокуратуру, но, по данным на 7 апреля, никого из них не допрашивали. Пострадавшие не надеются найти справедливость в Нефтеюганске, отмечают правозащитники. По некоторым данным, напавшие на пенсионера и охранников хулиганы были сотрудниками криминальной милиции.

 

В случаях, когда кто-то из частных граждан «наступил милиции на какой-нибудь пальчик, она ведет себя как фашисты в оккупированной деревне», говорит председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

 

Недавно инициативная группа «Общее действие» направилаоткрытое обращение министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву и директору Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктору Черкесову с требованием остановить эпидемию «зачисток». Ответа не последовало.

 

12 апреля правозащитники обратились к президенту России Владимиру Путину с требованием отставки министра внутренних дел Рашида Нургалиева и директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Черкесова, которые не только не пресекли нарушения законов их подчиненными, но и поощряли их, отмечают авторы обращения.

 

Правозащитники понимают, что вряд ли получат ответ и на этот раз. Они планируют начать широкую общественную кампанию за отставку этих чиновников. Но если действия общественных организаций не повлияют на позицию Путина, то что делать дальше?

 

Дмитрий БЕЛОМЕСТНОВ

PRIMA