Тайна генерала Патрушева

28 августа 2005 в 11:19
Тайна генерала Патрушева

Неофициальный, а точнее, тайный визит в Ташкент председателя ФСБ России Николая Патрушева, состоявшийся 17 августа, всего за несколько часов до окончания широко разрекламированных учений "Каспий-Антитеррор-2005", на которых он присутствовал, как и предполагалось, остался вне поля зрения средств массовой информации. Как российских, так и зарубежных.

 

Николай Платонович прибыл в узбекскую столицу инкогнито. Только очень узкий круг особо доверенных Исламу Каримову лиц был в курсе этого явно не запланированного и не инициированного узбекской стороной визита.

 

Судя по информации, которую удалось получить на сегодняшний день, налицо повышенная обеспокоенность российского руководства, вызванная некими сведениями о закулисных переговорах между Узбекистаном и США относительно перспектив дальнейшего присутствия американцев на военной базе Карши-Ханабад.

 

Якобы узбекский президент поручил самому профессиональному дипломату, интеллектуалу, бывшему министру иностранных дел страны, а ныне послу Узбекистана в США Абдулазизу Камилову начать с американцами переговорный процесс на предмет формирования взаимоприемлемых условий, автоматически исключающих вывод из Ханабада американского воинского контингента. Учитывая многолетние продуктивные личные отношения А. Камилова с целым рядом влиятельных персоналий администрации США, можно было предположить, что переговоры вошли в конструктивное русло при обоюдной выгоде сторон.

 

Однако Ислам Каримов развеял сомнения ФСБ, исключив сам факт ведения переговоров. А спустя два дня после отъезда российского генерала, как бы озвучивая намерение публично, вынес вопрос о ликвидации американской военной базы на рассмотрение парламентариев.

В то же время президент дал понять, что россияне не могут претендовать на Ханабад даже после ухода оттуда американцев. Не исключено, что именно в этом ракурсе и проходили переговоры между Узбекистаном и США. Американцы, понимая, что уйти им все-таки придется, хотели, видимо, получить надежные гарантии того, что ни Россия, ни Китай, ни некие антитеррористические вооруженные структуры в рамках ШОС не займут их место в Кашкадарьинской области республики.

 

Не секрет, что ряд российских политиков совсем недавно излишне оптимистично расценили недавний демарш Ислама Каримова, как бы предполагающий безусловную ликвидацию на территории его страны американской военной базы. Более того, уже озвучивались планы по созданию в Узбекистане некоего военизированного плацдарма, своеобразного форпоста России в Средней Азии.

 

Что здесь сказать? Оптимизм высшего руководства России, озвученный плохо информированными политиками и журналистами, был явно преждевременным, в чем весьма скоро убедилась и явно недооценивающая Ислама Каримова ФСБ. Именно этим и объясняется срочный прилет в Ташкент генерала Патрушева, в задачу которого входило прояснить позицию узбекского лидера относительно дальнейшего сотрудничества двух стран на уровне спецслужб и военно-промышленного комплекса.

 

Удалось это в полном объеме или нет, сегодня сказать затруднительно в виду абсолютного отсутствия официальной информации о результатах переговоров. Известно лишь, что носили они кулуарный характер и проходили не в резиденции Ислама Каримова, а в его загородном доме. Однако, те, кто знаком с тактикой президента Узбекистана на международной арене, считают, что тот в любом случае не был с российским генералом искренним. Классическая формула профессиональных дипломатов "Если умеешь считать до десяти, останавливайся на девятке", лучше других характеризует действия узбекского президента во взаимоотношениях с Россией и США. Ислам Каримов за четырнадцать лет своего правления неоднократно изменял вектор политической ориентации своей страны и, по сути, ни разу не оказывался в проигрыше.

 

Зная это, можно с высокой степенью достоверности предположить, что и на сей раз он ушел от однозначного ответа на вполне конкретный вопрос, как всегда, оставляя себе поле для политического маневра. Похоже, не удовлетворили Ислама Каримова и дополнительные разведывательные данные главы ФСБ о непосредственном участии его заокеанских коллег в подготовке государственного переворота, предпринятого 13 мая в Андижане. Президент, вроде, поблагодарив генерала за помощь, достаточно равнодушно отложил в сторону предоставленные ему документальные свидетельства.

 

Приблизительно так же, судя по скупой информации, полученной из конфиденциальных источников, отреагировал И. Каримов и на осторожное предложение Н. Патрушева возвратиться в лоно Договора о коллективной безопасности хотя бы в качестве ассоциативного участника, то есть наблюдателя без обязательств. Несмотря на то, что в качестве очередного "пряника" генерал предложил Узбекистану всяческое содействие в экстрадиции с территории России граждан Узбекистана, причастных к экстремистским религиозным организациям или подозреваемым в совершении уголовных преступлений террористического характера.

 

Единственное, в чем, по сведениям источника, было достигнуто абсолютное понимание, стали предстоящие в сентябре совместные антитеррористические учения, проведение которых запланировано в Сурхандарьинской области Узбекистана. Той самой, что граничит с Афганистаном.

 

В целом тайную миссию главного (после первого лица государства) разведчика России, похоже, нельзя назвать ни успешной, ни продуктивной. Не суждено, судя по происходящему, и сбыться иллюзиям российского руководства в части перспектив дополнительного военного, а значит, и политического присутствия в регионе.

 

Россия опять (и уже в который раз) переоценила степень своего влияния на лидеров государств постсоветского пространства, опрометчиво предполагая, что они спят и видят воссоединение с северным соседом, хотя бы ради обеспечения собственной безопасности.

 

По большому счету, не видят…

 

Сергей ЕЖКОВ

Фергана.Ру