«Козлятушки-ребятушки отзовитеся, отопритеся…»

30 сентября 2005 в 07:27
«Козлятушки-ребятушки отзовитеся, отопритеся…»
В субботу 1 октября начинается осенний призыв в российскую армию. Вместе с призывом стартует и очередной сезон охоты за теми, кто уклоняется от армии. Топорные методы пополнения рядов Вооруженных сил РФ, похоже, уходят в прошлое, уступая место более изощренным, пишут "Новые известия". Иногда во имя призыва сотрудникам военкоматов приходится проявлять недюжинную смекалку и актерские способности.

Андрей Долгов (все фамилии призывников по понятным причинам изменены) на несколько недель задержал оплату обучения в вузе, и деканат "для мотивации" передал его документы в военкомат. Студент мгновенно оказался в списках призывников. Буквально на следующий день в его квартире зазвонил телефон. Девушка с очаровательным голосом сообщила поднявшему трубку Андрею, что ее зовут Машей, "напомнила", что они вместе ходили в детский сад, а сейчас она «стоит у подъезда и хочет с ним увидеться". Студент никакой Маши не знал, однако любопытство взяло верх. Но едва молодой человек вышел на лестничную клетку, как тут же попал в руки сотрудникам милиции, которые отвезли Андрея в Даниловский военкомат Москвы.

Во время призывной кампании к Александру Николаеву приехал представитель Красноармейского военкомата Волгограда в сопровождении двух милиционеров. Бабушка призывника в квартиру их не пустила, и они ушли ни с чем. Буквально на следующий день в семь утра к ним в дверь позвонил гражданин, одетый в майку и протертые на коленях "треники", и сообщил, что его "квартиру заливают какие-то сволочи". Когда ему открыли, выяснилось, что мужчина – сотрудник военкомата. "Представляться друзьями или соседями призывника – один из самых распространенных способов выманить его из дому, – предупреждает Валентина Мельникова, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России.

– У всех есть друзья Алексеи или Иваны, соседки Мариванны и знакомые девушки Наташи, поэтому ребята легко попадаются на удочку и открывают дверь непрошеным гостям. Вот зачем на наших регулярных консультациях мы специально предупреждаем призывников о подобной опасности и советуем им временно вообще не вступать в контакты с посторонними".

Но есть и другие способы. Москвич Алексей Власиненко окончил художественное училище и перед тем, как поступить в вуз, решил подработать. Разослал по интернет-сайтам свои резюме и стал ждать ответа. В самый разгар призывной кампании ему позвонили. "Здравствуйте, это вас по поводу работы беспокоят, – сообщил приятный женский голос. – Мы как раз ищем молодого талантливого дизайнера, который смог бы помочь нам в создании сайта. Если вы согласны, приходите со всеми документами к нам завтра с утра". Наивный Алексей не знал, что по продиктованному собеседницей адресу располагался военкомат. Когда его встретили на пороге этого замечательного заведения, бежать было уже поздно: трудоустроился он в итоге лишь после армии.

Алексею Чистякову предложили еще более интересный вариант. Добрый голос военкома из телефонной трубки предложил ему "все два года служить компьютерщиком в военкомате". Мол, нужен офицерам толковый парень, разбирающийся в умной технике, а по штату такого не положено. Вот и решили они привлечь призывника. Все бы ничего, только, как узнал Алексей, такие же заманчивые предложения о "блатной" службе на теплом месте сделали еще десятку его ровесников. Компьютеров здании военкомата было гораздо меньше, чем претендентов на должность системного администратора... Полтора года назад в Хабаровске пропал ведущий одной из телекомпаний. 22-летний журналист работал на ТВ еще во время учебы на истфаке местного университета, поэтому к моменту окончания вуза приобрел определенную известность.

Уходить в армию в самом начале успешной карьеры ему не хотелось, да и руководство компании не хотело терять ценного сотрудника. Поэтому приходившие на дом повестки журналист не подписывал, а на телевидение военкоматских просто не пускали дальше охраны. Однажды ведущему позвонили. Незнакомый мужчина глухим голосом обещал сенсационную информацию – разумеется, не по телефону. Это обычная практика, и журналист отправился на встречу с "источником", взяв ручку и блокнот. С тех пор его не видели. Потом оказалось, что его поджидали рекрутеры и в тот же день, скрутив, отправили в войска.