«Нельзя брать мертвецов в заложники»

26 октября 2005 в 12:30
«Нельзя брать мертвецов в заложники»

«Современная европейская культура, в том числе, и российская культура, имеет своим источником древнегреческую цивилизацию, черпает из нее философские и этические принципы.

 

Вот уже 25 веков нас потрясает трагедия Антигоны, которая осмелилась предать земле тела своих братьев-мятежников. И все зрители и читатели трагедии Софокла «Антигона», зрители одноименного фильма Дзефирелли, душой и сердцем на стороне героини. Хотя далеко не все они поддерживают идею вооруженного мятежа - даже против тирании.

 

И если бы Ахилл не выдал для почетного захоронения тело троянского царевича Патрокла, то он вошел бы в мифологию не величественным героем, но главарем бандформирования, напавшего на мирный приморский город.

 

Сейчас, когда говорят о борьбе с международным терроризмом, то любят противоставлять цивилизацию и варварство. Но даже самые дикие варварские племена отдавали честь воинам, погибшим с оружием в руках. Современное государство не должно скатываться до мести телам врагов, потому что явный и циничный имморализм лишает защитников законности правоты.

 

Все эти рассуждения имеют прямое отношение к драме, которая сейчас разворачивается в Нальчике. Прокуратура отказывается выдавать для погребения тела тех, кого она считает террористами. При этом конкретная вина в участии в вооруженном нападении на объекты в Нальчике большинства тех, чьи тела сейчас свалены грудой, - не доказана и доказана быть не может.

Это выглядит уже как акция устрашения, коллективное наказание родственников погибших, чьи религиозные и этические чувства оказываются жестоко оскорблены. Кроме того, в результате оказывается, что каждый чье тело еще не выдано, фактически признан виновным в терроризме.

Происходит грубейшее нарушение конституционных и международно-правовых требований уважать религиозные чувства родственников. Происходит грубейшее нарушение фундаментального принципа правосудия - презумпции невиновности, ведь любое сомнение должно толковаться в защиту.

И поэтому, поскольку нет прямых доказательств вины в преступлении терроризм всех погибших, а многие из них еще даже не фигуранты уголовного дела, то все тела должны быть немедленно переданы родственникам, которым по закону переходит право на защиту прав и доброго имени покойного.

Принцип отказа в выдаче для погребения тел людей, подозреваемых в терроризме, - это нарушение другого фундаментального принципа правосудия - невозможности признания виновным без суда.

Терроризм по российскому законодательству - это конкретное уголовное преступление, а не публицистическое обвинение. Санкции, применяемые к виновному в этом преступлении (в том числе и лишение его прав на погребение родными), могут наступать только после вступления в отношении его приговора в законную силу.

Таким образом, налицо внесудебная репрессия. Необходимо коснуться и определения терроризм. Российский уголовный кодекс, который объявляет террористом любого мятежника, входит в противоречие с установившимся международно-правовым различением между нападающими на мирное население (это, безусловно, террористы, эквивалент военного преступника) и теми, кто ведет вооруженную борьбу со столь же вооруженными силами, соблюдая при этом правила и обычае войны (в первую очередь, соблюдая, гуманитарное право), это - партизаны, диверсанты, боевики, комбатанты - определений масса...

И разница между ними и террористами такая же как между воином и палачом. С учетом всего этого, мы убеждены, что все тела погибших в Нальчике, в том числе и боевиков, безусловно, участвовавших в атаке на Нальчик, должны быть немедленно выданы для погребения.

А позорная, варварская в исконном значении этого слова, практика «наказания» мертвых тел - немедленно прекращена».

 

«За права человека»

Москва, 26 октября 2005 года