Эксперименты на людях

30 декабря 2005 в 00:09
Эксперименты на людях

МИД ЧРИ обратился к организации «Врачи без границ» с призывом провести объективное расследование случаев массовых отравлений чеченских детей. В обращении МИД ЧРИ, подписанном министром Усманов Ферзаули, в частности, говорится –

 

«Как вы, наверное, знаете из российских и других СМИ, в нескольких районах ЧРИ, преимущественно в северных районах, произошло отравление детей от 8 до 14 лет. Отравление тяжелое, с возможными патологическими последствиями. Причины и источник отравления до сих пор не идентифицированы...озвучены разные версии, в том числе и версия «психологического расстройства».

 

Эта версия была озвучена психиатрами из центра судебной и социальной психиатрии имени Сербского. Того самого учреждения, "специалисты" которого не так давно пытались отмазать от уголовной ответственности полковника Буданова.

   

Именно специалисты этого учреждения, по данным журналистки Анны Политковской, должны были контролировать психиатрическую и психологическую реабилитацию жертв Беслана и с треском свою миссию провалили.

   

Можно ли доверять их экспертным заключениям? И впервые ли в Российской федерации проводятся эксперименты на людях без их информированного согласия?

   

Увы, нет. Вот подтверждение из недавнего прошлого.

 

В Институте мозга человека Российской Академии наук с 1999 года по 2002 год осуществлялись психонейрохирургические операции, применяемые для лечения наркоманий.

 

Проясним термины. Нейрохирургия – раздел хирургии, посвященный оперативному лечению заболеваний нервной системы, таких как лечение травм черепа или опухолей. Психе – в переводе с греческого означает разум, душа. Эти определения взяты из Большого толкового Оксфордского медицинского словаря.

 

Термин «психонейрохирургия» в словаре не существует, возможно, потому, что многие врачи мира относятся к ней, мягко говоря, скептически. Психонейрохирургия – это разрушение какой-либо части мозга с целью излечить от психического заболевания. Проблема заключается в том, что пока не доказана взаимосвязь большинства психических заболеваний с дефектами мозга.

 

«Мозг человека самая большая загадка в мире. Мозговые центры понятие скорее вероятностное, чем анатомическое. Существование «центра удовольствия»- это гипотеза, предположение, а не доказанный факт. Но, если даже он существует, то «удалить» его из мозга невозможно, не сделав человека психическим инвалидом до конца жизни»,- писал канд. мед. наук А. Данилин в книге «Наркомания: грех или болезнь».

 

Как же появилась психонейрохирургия? В 1848 году некий Финис Гейдж из штата Вермонт (США) решил заглянуть в шпур – пробуренное отверстие, в которое помещается взрывчатка. В это время произошел взрыв. Металлический прут прошел сквозь его мозг. Но этот человек выжил. Правда, его доктор заметил, что Гейдж изменился. Он превратился из способного, преуспевающего человека в полуживотное, потворствующее своим желаниям.

 

Отцом лоботомии стал португальский психиатр Эгас Мониц. Лоботомия – это операция или варварский акт? Когда инструмент, подобный топорику для льда, вставляется ниже века и направляется через кости гнезда глаза прямо в мозг, с использованием хирургического молотка. Движение инструмента разъединяет волокна лобных мозговых долек, вызывая необратимое повреждение мозга. Эгас Мониц провел лоботомию почти сотне пациентов. По крайней мере, в одном случае операция, возможно, имела бы успех, да доктор умер: он был застрелен одним из пациентов, которому он сделал лоботомию.

 

Варварство психохирургии "усовершенствовал" американский психиатр Вальтер Фримен.

 

Сегодня психохирургия называется «нейрохирургия для лечения умственных расстройств».

 

В Санкт-Петербурге, в институте мозга человека РАН между 1997-2002 годами проведено более трехсот психохирургических операций.

 

Гражданская комиссия Санкт-Петербурга делала запросы относительно законности применения психонейрохирургических операций в Комитет по здравоохранению СПб, главному психиатру, главному наркологу СПб, в Минздрав России и т.д.

Мы обращались даже в ПАСЕ.

 

Нам понадобилось три года напряженной работы, чтобы добиться, чтобы прокуратура СПб вынесла предписание в адрес ИМЧ РАН (Института мозга

человека) о недопустимости проведения экспериментов на людях без их информированного согласия, о недопустимости взимания денег с участников эксперимента за участие в эксперименте.

 

Но уголовное дело в отношении сотрудников ИМЧ РАН так и не было возбуждено.

 

В своих комментариях по этому поводу сотрудники центра судебной и социальной психиатрии им. Сербского написали, что они против проведения депутатских слушаний в ГосДуме России по вопросу о недопустимости проведения опытов на людях без информированного согласия человека, т.к. они допускают проведение подобных экспериментов. Об этом было сказано Т.Б. Дмитриевой в ответе депутату ГосДумы РФ г-ну Рокицкому.

 

Если сотрудники центра Сербского допускают проведение экспериментов на людях без информированного согласия человека, то можно ли доверять их заключениям по вопросам о состоянии чеченских девочек?

 

Вопрос, думаю, риторический.

 

И еще. Не так давно на конгрессе по социальной и судебной психиатрии активно обсуждался вопрос о том, что многие средства массовой информации выполняют задание западных спецслужб, разрушают Россию. Поэтому, говорилось на конгрессе, необходимо создание цензуры.

 

Этот тезис сегодня активно внедряется в жизнь в Чечне. Журналистам запрещают говорить о массовом заболевании чеченских детей. Совсем как в старой вьетнамской пословице: "Кай-апельсин провинился, а Ким-мандарин виноват".

 

В заключение позвольте обратиться к Нюрнбергскому кодексу, который был принят в ходе Нюрнбергского процесса. В том процессе участвовали и представители СССР, страны-победителя фашизма.

 

Вот некоторые положения Нюрнбергского кодекса:

 

- Прежде всего, необходимо добровольное согласие объекта эксперимента, которое означает, что лицо, вовлеченное в эксперимент, имеет законное право дать такое согласие без какого-либо обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм принуждения; обладает достаточными знаниями, чтобы понять сущность предмета эксперимента и принять осознанное решение. Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения объект эксперимента был информирован о методах и способах, с помощью которых он будет проводиться; обо всех возможных неудобствах и рисках, о последствиях для его здоровья и личности.

 

- Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, не достижимые другими методами или способами исследования.

 

- При проведении эксперимента необходимо максимально избегать всех физических и психических страданий и повреждений.

 

- Не один эксперимент не должен проводиться в том случае, если независимо от опыта есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения, за исключением тех случаев, когда врачи-исследователи сами служат объектом своих исследований».

 

Понятно, что этот кодекс в условиях Чечни, где продолжается война, никто соблюдать никогда не будет. Да и о каком кодексе может идти речь, когда людей убивают из всех видов оружия. Опыт, к сожалению, учит тому, что в Чечне возможно все, потому что эта земля давно превращена в зону тотального беспредела. Поэтому вряд ли мы узнаем правду о теракте против чеченских детей. Во всяком случае при нынешнем режиме.

 

Роман Чорный

 

Отдел писем

«Кавказ-Центр»