Чеченский капкан

Чеченский капкан

С энтузиазмом профессионального самоубийцы Россия дважды за одно десятилетие засунула голову в одну и ту же петлю. Дважды Россия начинала масштабную агрессию против Чечни.

 

Каждый раз российские генералы заверяли, что победа близка и неизбежна, противник разгромлен и, вообще, «военная фаза операции закончена». Военная фаза «операции» в Чечне многократно «закачивалась», а потом снова и снова начиналась. В конце-концов, эта фаза растянулась не только во времени, но и пространстве. Боевые действия теперь идут в большинстве регионов Северного Кавказа.

 

Но генералы вслед за хозяином кремля продолжают лгать снова и снова. Российские войска громят и уничтожают без разбора всё, что имеет несчастье попасться им на глаза, срывая злость на мирном населении.

 

Спецслужбы устраивают чудовищные пытки в надежде запугать людей, а после - очередной победный рапорт, новая ложь об «окончании, на этот раз уж точно об окончательном окончании военной фазы операции», за которым следует очередное возобновление военных действий и очередные «зачистки» и погромы мирных аулов, но теперь уже не только Чечни. Дагестан, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия стали зоной военных действий.

 

В первой русско-чеченской войне России крупно повезло. Получив по морде в августе 1996 года, Россия на мгновение отрезвела и выскочила из чеченского капкана. Этого оказалось достаточно, чтобы продлить агонию российской экономики и избавить российскую армию от слишком быстрой гибели. Не знаю, почему чеченское руководство проявило такой гуманизм и дало возможность российским войскам без особых проблем убраться из Чечни, но, тем не менее, гуманизм был проявлен и не был оценён.

 

России показалось мало.  «Они хотят ещё? Дайте им ещё!» говорил в таких случаях Наполеон Бонапарт. Второй раз Россия застряла в чеченском капкане намертво.

 

Бесконечные бои с моджахедами, сидение по блок-постам и гарнизонам, охрана растянутых и чрезвычайно уязвимых коммуникаций, распыление войск для непрерывной помощи кремлёвским марионеткам, теперь уже по всему Северному Кавказу, из числа «местной администрации» – всё это  большой капкан для русского медведя.

 

Путин, поставивший свою политическую карьеру в зависимость от чудовищной авантюры, сам захлопнул этот капкан для себя и своей страны.

 

В таких условиях любой серьёзный кризис в экономике или политике чреват стремительным коллапсом всего режима. Именно поэтому Путин и его окружение ухватились за пресловутую вертикаль власти, в надежде на спасение в случае кризиса. Однако такой подход порочен в принципе и проистекает из того факта, что в Кремле окапалась совершенно не компетентная в вопросах государственного управление чекистская группировка. Вертикаль не только не способная противостоять системному кризису, а вовсе наоборот – она создает предпосылки для кризиса.

 

Накануне Шамиль Басаев предупредил, что кавказские моджахеды намерены распространить в этом году боевые действия за Волгу. Игнорировать это предупреждение или представлять его «пропагандистской агонией боевиков», будет, по крайне мере, глупо. Кремль, скорее всего, воспользуется этим моментом, что бы еще больше укрепить свою вертикаль, окончательно лишив регионы даже намека на самостоятельность. А это, как показывает опыт, на руку моджахедам.

 

Хамзат Хусаинов

для «Кавказ-Центра»