Хроника Кизлярского похода ч.3

Хроника Кизлярского похода ч.3

Окончание. Начало здесь 1 часть, 2 часть

 

На фото: российские войска во время боев в Кизляре

 

18 января 1996 г.

 

Рано утром отряд Салмана Радуева прорвал кольцо окружения и вместе с заложниками переправился на лодках через Терек в Чечню. Многие перебирались через реку по газовой трубе. За дни боёв в Первомайском погибло 23 чеченских бойца. При переходе минного поля отряд потерял 6 сапёров.

 

Группа прикрытия из 15 бойцов осталась в селе - 11 из них попали в плен, остальные погибли.

 

На прорыв бойцы Радуева взяли 140 заложников (не считая пленных омоновцев). Более 50 заложников отстали на марше, и попали в руки российских военных. 82 заложника и 29 пленных удалось вывести в Чечню. Пленные омоновцы несли на себе раненых.

 

Утром оборвалась телефонная связь Радио Свобода с министром печати и информации Чеченской Республики Ичкерия Мовлади Удуговым, который на протяжении всех прошедших дней сообщал по спутниковому телефону о событиях в Первомайском. Как выяснилось позже, в офис американской фирмы "Инмарсат", которая предоставляет услуги спутниковой связи, явились сотрудники ФСБ и потребовали отключить телефон, заявив, что он находится "в руках террористов".

 

Корреспонденты Радио Свобода побывали в Первомайском и видели там 30 трупов. Определить, кто из них был заложник, а кто боец чеченского отряда, не представлялось возможным.

 

По свидетельству солдат внутренних войск из Брянска российские войска понесли очень большие потери. Только в их подразделении погибло 20 человек. Местные жители рассказали, что санитарные вертолёты с убитыми и ранеными уходили во время боёв из окрестных сёл каждые полчаса.

 

Общее число чеченских бойцов, погибших в Кизляре и Первомайском, составило 70 человек.

 

Российские войска потеряли в боях за Первомайское более 250 человек убитыми. Было подбито 25 БМП и БТРов, 5 танков, сбит 1 вертолёт. При прорыве из села чеченские бойцы уничтожили ещё около 50 российских военных и несколько единиц бронетехники.

 

Под российским огнём погибло до 50 заложников.

 

Заложники, выбравшиеся из Первомайского, тут же попадали в лапы ФСБ, которая отправляла их в так называемые "фильтрационные лагеря", где их пытались заставить рассказывать ложь о событиях прошедших дней.

 

23 января 1996 г.

 

На 11:00 в Новогрозненском (Ойсхар) была назначена передача заложников представителям дагестанских общественных организаций. Но это мероприятие перенесли на 24 января, так как дагестанцы пытались добиться от российских властей гарантий безопасности возвращающихся домой заложников и требовали, чтобы их не отправляли в "фильтрационные лагеря".

 

24 января 1996 г.

 

46 заложников переданы представителям дагестанской общественности.

36 заложников были отданы ещё раньше приехавшим за ними родственникам.

 

В посёлке Новогрозненском состоялась пресс-конференция сил чеченского Сопротивления, на которой присутствовали Аслан Масхадов, Шамиль Басаев, Салман Радуев, Мовлади Удугов. Так же присутствовал Ахмад Кадыров, исполнявший в то время обязанности муфтия.

 

Чеченская сторона потребовала от российских властей выдачи тел моджахедов, которые отряд Радуева не смог забрать в Кизляре и Первомайском. Было вырыто 52 могилы. Пленных чеченских бойцов было предложено обменять на пленных омоновцев.

 

25 января 1996 г.

 

В Чечню доставлено 36 тел чеченских моджахедов. Что касается пленных бойцов, то их удалось вызволить не ранее, чем через месяц. Причём, только семерых. О трёх российские военные вообще отказались, что-либо сообщить. Очевидно, их замучили до смерти. А четвёртый умер от ран за несколько дней до передачи пленных. Умереть от ран через месяц человек может только если ему сознательно не оказывается медицинская помощь.

 

Послесловие

 

В конце января 1996 г. по инициативе президента РФ Бориса Ельцина и премьер-министра РФ Виктора Черномырдина в Кремле принято решение о физическом уничтожении Президента ЧРИ Джохара Дудаева, начальника Главного Штаба Вооружённых Сил ЧРИ Аслана Масхадова и командира Салмана Радуева. Соответствующие приказы даны российским спецслужбам. Терроризм был официально возведён в ранг государственной политики Российской Федерации.

 

Российская военщина, после того как Шамиль Басаев в июне 1995 г.

принудил её остановить наступление, мечтала о реванше. Нужно было разозлить уже мало что соображавшего Ельцина. Российские спецслужбы попытались использовать поход Радуева в пропагандистских целях и организовали для этого в Кизляре коридор к больнице и роддому. Затея провалилась, но российская пропаганда с первого дня этой "операции" не уставала трубить о том, что главной целью Радуева был захват заложников в роддоме. Российские обыватели, в том числе и начавший проявлять признаки слабоумия Ельцин, охотно в эту версию поверили. Власть и общество дали согласие на начало новой бойни.

 

Подготовил Иван Смирнов

 

«Кавказ-Центр»