Стратегическая победа Грузии

Стратегическая победа Грузии
Усиление боевых действий с российской стороны и ее присутствия по всему Кавказу происходило во время русско-чеченской войны неоднократно. Так было после событий 11 сентября в США, после которых Путин уже мог не опасаться какой-либо критики ни внутри России, ни со стороны Запада. За «антитеррористический» союз между Россией и Западом, Чечня платит дорогую цену.

В свою очередь, в качестве вознаграждения за поддержку американской агрессии против Афганистана и Ирака Москва ожидала от США поддержку ее агрессию против Чечни и действительно в Вашингтоне, стали относиться к Москве как к геополитическому партнеру. Именно поэтому России показалось, что ей дали по зубам, когда США начали размещать своих военные силы в бывших советских республиках.

Взгляды правительства России и постсоветских стран, на то, кто в данной ситуации является негодяем, резко различаются. В частности, речь идет о позиции Грузии, которая считается ключевым направлением южного фронта России еще с царских времен. Ее стратегическое значение для Вашингтона и Москвы играет огромное значение, и оно отнюдь не связано с кампанией против Аль-Каиды.

В последнее десятилетие маршруты транспортировки каспийской нефти стали главной темой геополитического маневрирования в регионе. В последнее время Грузия обрела дополнительное значение в связи с тем, что США хотят проложить через ее территорию трубопровод для транспортировки каспийских нефти и газа в Турцию - в обход России и Ирана. Поэтому Москва не скрывает своей озабоченности по поводу теплых отношений грузин с США и недовольства тем, что ей пришлось покинуть старые военные базы, размещавшихся в бывшей советской республике.

Как известно, Москва давно утверждает, что имеет право нанесения превентивных ударов по Панкисскому ущелью Грузии, на которой, по ее мнению, якобы находятся группы моджахедов, связанные с Аль-Каидой. Грузия, которая пытается избавиться от двухсотлетнего российского влияния, напротив, видит в моджахедах борцов за свободу Чечни. Но дело вовсе не в этом.

Как мы говорили ранее, совершенно ясно, что досада России связана не с десятком другим чеченских моджахедов, а с глубокими стратегическими последствиями прибытия войск США в зону, которая традиционно считается «задним двором» России. Москва рассчитывала на то, что участие в «антитеррористической» кампании послужит ее стратегическим интересам на Кавказе, но уже стало очевидным, что Тбилиси ее переиграл, использовав тюльку Москвы о наличии в Панкисском ущелье «Аль-Каиды», как повод для приглашения американцев.

Вместо совместных операций против чеченских моджахедов Россия получила оппонента в лице США, которые воспользовались озабоченностью России Панкисским ущельем, и все это время готовили грузинские вооруженные силы предстоящей «антитеррористической миссии». Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что проводиться она будет не Панкисском ущелье, а в Абхазии и Южной Осетии, которым Россия облегчила выход из состава Грузии.

Размещение значительных сил США вопреки возражениям Москвы развеет иллюзии тех, кто утверждает, что содействие России в «антитеррористической» борьбе заставило Запад смириться с зачастую жестокой военной кампанией России в Чечне. Американские военные ясно дали понять, что не намерены сотрудничать с российскими войсками в борьбе против чеченцев в Панкисском ущелье.

Целью миссии будет помощь грузинскому правительству в установлении контроля над всей территории страны, некоторые регионы которой стали убежищем для преступников (читай Абхазия и ЮО). Даже если американская армия не будет создавать здесь свою базу, (США отказались от этой устаревшей доктрины), это уже можно воспринимать, как геополитический эквивалент выдворения России с ее собственного «заднего двора».

Это стратегическая победа Грузии, которая использовала поворот России к сотрудничеству с президентом Бушем в качестве возможности решительно избавиться от влияния Москвы. Личные отношения президентов Буша и Путина могут быть теплыми и пушистыми, но геополитика - это геополитика.

Алхазур Джалилов
Для ИА DAYMOHK