Перед лицом неоимперских притязаний России

Перед лицом неоимперских притязаний России

С окончательным распадом СССР, политические события в Грузии приобрели трагический характер, и вылились в затяжную гражданскую войну, в результате которой был совершен государственный переворот против всенародно избранного в мае 1991 года президента Звиада Гамсахурдиа. Переворот был поддержан российскими оккупантами.

Сам Гамсахурдиа и до переворота и после неоднократно публично заявлял о московском заговоре во главе с Шеварднадзе. Грузинский исследователь Г.Нодия отмечал, что, наблюдая очевидную тенденцию к распаду СССР, Шеварднадзе «мог понять, что его политическое будущее в России довольно сомнительно и Грузия была единственно возможной ареной, на которой он мог продолжать карьеру».

По этой логике, для него было бы вполне естественно поддерживать любые силы, подрывающие Звиада Гамсахурдиа основное препятствие к его «возвращению». Многочисленные сторонники свергнутого Президента Грузии стали оказывать вооруженное сопротивление так называемому «военному совету», сколоченному путчистами.

В этот «совет» вошли исполнители путча: руководитель национальной гвардии Т. Китовани, глава военизированной организации «Мхедриони» («Всадники») Д.Иоселиани и бывший премьер-министр правительства Гамсахурдиа Т. Сигуа. Вслед за этими первыми шагами «новой власти» в Тбилиси 7 марта 1992 г. из Москвы прибыл обоз Шеварднадзе. Для того чтобы исключить напоминание о военном перевороте путчисты начали со смены декораций.

Вместо «военного совета» был создан «госсовет Грузии» в составе: Э. Шеварднадзе (председатель), Т. Сигуа, Д. Иоселиани, Т. Китовани. Последние двое были известны как криминальные авторитеты, и сразу после переворота вся Грузия говорила: «К власти пришли известный вор и неизвестный художник ». Дело в том, что Джаба Иоселиани в молодости был известен в преступном мире как «вор в законе», а Тенгиз Китовани – как скульптор, художник. В борьбе со сторонниками законной власти «госсовет» стал широко опираться на криминалитет. Тысячи уголовников, выпущенные из тюрем, становились «гвардейцами» Шеварднадзе.

«В обмен на свободу им дали автомат и приказ расправиться с непокорными, – отмечала одна из парижских газет, - Жалованье за такую работенку не платят, но зато можно грабить вволю... Они действовали как истинные каратели, выжигая целые улицы, целые деревни, проводя тактику «выжженной земли». Весной и в начале лета банды «госсовета» разорили и сожгли Мегрелию.

Когда нечего стало грабить, настала очередь Абхазии». В Тбилиси расстреливали и разгоняли митинги «звиадистов», жестоко подавлялась любая оппозиционная акция, к политзаключенным широко применялись пытки, издевательства. В Западную Грузию, особенно Мегрелию, являвшуюся оплотом сторонников законного президента Гамсахурдиа, совершались самые настоящие карательные экспедиции с погромами и беспределом. Слова академика А.Д.Сахарова о том, что Грузия - «малая империя», сказанные им в 1989 г. и вызвавшие бурю протеста в Тбилиси, оказались пророческими.

Просчеты Гамсахурдиа

Многочисленные лидеры тогдашней Грузии - З. Гамсахурдиа, Г. Чантуриа, А.Бакрадзе, Н.Натадзе на митингах в Тбилиси, Сухуме, Гульрипше, Гагре, в средствах массовой информации открыто заявляли и внушали картвельскому населению тезис о том, что «Абхазия - грузинская земля, а абхазы - это грузины». Они реанимировали абсурдную теорию грузинского литературоведа П.Ингороква, появившуюся в 40-50-х годах и служившую определенным политическим целям в готовящейся депортации абхазского народа, планы которой не были осуществлены в связи с устранением Л.Берия.

Теория Ингороква появилась в самое мрачное время подавления абхазов, когда во всех областях жизни проводилась кампания «грузинизации», насильственной ассимиляции абхазского народа, что выражалось в закрытии абхазских школ, переводе абхазской графики с латинской на грузинскую основу, замене исконных топонимических названий грузинскими, в переселении в Абхазию десятков тысяч грузин из районов Западной Грузии и т.д.

Ингороква выдвинул тезис о том, будто исторические абхазы, хорошо известные по греко-римским, византийским, армянским, грузинским, арабским и другим источникам, этнически были грузинами, а современные абхазы - это потомки адыгских племен, якобы пришедших с Северного Кавказа и захвативших во второй половине XVII в. Абхазию. Они будто бы вытеснили или ассимилировали коренных обитателей, «грузинских» абхазов, но восприняли их имя.

Нынешние же абхазы, писал Ингороква, - это племя «апсуйцев» (от самоназвания абхазов - «апсуа»), осевшее на территории Абхазии лишь два-три столетия назад. Мифотворческая идея Ингороква «отнимала у абхазов историческое прошлое» и наносила народу серьезный «историографический удар» в самый трагический момент его истории. Возрождение в 80-90-е годы этой оскорбительной для абхазов теории, которую не поддержали в 50-е годы, ведущие грузинские историки и лингвисты, т.к. она не выдерживала элементарной научной критики, неизбежно вызвало резко отрицательную реакцию народа.

Молодой грузинский исследователь Т. Гордадзе, сожалея, что книга Ингороква обрела вторую жизнь с легкой руки грузинских диссидентов, отмечал: «В условиях тотальной этнизации грузинского общества и при отсутствии зрелой государственности это привело к началу острой полемики об исторической геомифологии, то есть о том, кто куда первым приехал. При этом совершенно ошибочно подразумевалось, что приехавший первым имеет какое-то особое право на эту землю…».

Взяв за основу фальсификацию Ингороква, Гамсахурдиа и его команда провоцировали абхазов, заявляя, что они «гости на грузинской земле», что они «апсуйцы», и их нужно лишить даже автономии. Особенно выделялись многочисленные грузинские писатели, которые ежедневно выступали в средствах массовой информации. Вот что, например, писала об абхазах в мае 1989 г. группа литераторов (М. Кахидзе, Р. Мишвеладзе, Т. Мебуришвили, Г. Джулухидзе) в своем письме, опубликованном в прессе:

«Используя нашу тысячелетнюю доброту и с нашего вежливого согласия, пару веков тому назад с Северного Кавказа к нам пришли адыгейские племена (апсилы и абазги). Мы пригрели их на нашей грузинской земле... Пришелец из-за гор, покрывший мхом нашу национальную плоть, оспаривает нашу землю». (Сегодня перед лицом неоимперских притязаний России говорить о «пришельцах с Северного Кавказа» было бы неуместно). Безусловно, откровенный шовинизм, злая неприязнь к абхазцам не мог не оттолкнуть их от такой Грузии.

Эти «просвещенные грузины» не постеснялись в 1989г. на обложке журнала Союза писателей Грузии напечатать провокационный призыв: «Пусть не вынуждают нас, а то в один прекрасный день, мы тоже возьмем в руки оружие и, так как для вас нет справедливости, гостю укажем дорогу туда, откуда он прибыл пару веков назад».

На этом неблагоприятном фоне нарастала волна отчуждения абхазов от Грузии. Оскорбительные для абхазов высказывания и действия грузинских лидеров усилили противостояние и привели в июле 1989 г. к первому столкновению грузин и абхазов. В ответ в августе 1989 г. на помощь абхазам пришли горцы Северного Кавказа, которые объединились с абхазами.

Выход

После того как З. Гамсахурдиа официально пришел к власти в Грузии, казалось, что война с Абхазией неизбежна. Однако он был вынужден резко поменять свою тактику в связи с тем, что северокавказские народы встали на сторону абхазов, а война Грузии против южных осетин делала неперспективными силовые действия против Абхазии.

Обидных для абхазцев статей в грузинской прессе, когда их называли «племенем апсуа, спустившимся с гор каких-то полтора столетия назад и нагло присвоивших имя истинных абхазов-грузин» (слова З. Гамсахурдиа в 1989 году) больше не было. Однако шовинистическая риторика возобновилась уже в устах путчистов, совершивших госпереворот.

Неискушенный в политике Гамсахурдиа, постоянно обвинявший Россию в имперских происках, однако сам проводивший подобную политику в отношении народов, входивших в состав Грузии, оказался в крайне затруднительном положении. Россия умело использовала просчеты грузинского демократа и подключила к своей политике мастера интриги коммуниста Э.Шеварднадзе.

Сегодня со стороны официального Тбилиси также раздаются неоимперские угрозы в адрес Абхазии и Южной Осетии, что весьма играет на руку русским «миротворцам», и такая политика нынешнего руководства Грузии позволяет России бесцеремонно говорить о включении в свой состав территории Абхазии и Южной Осетии. Но, как должен выстраивать свою политику официальный Тбилиси, в заявлениях которого постоянно маячит: «Запад»?

Можно ли надеяться на того, кто единожды предал Грузию? Об этом в обращении к депутатам грузинского Парламента напоминает Председатель Политсовета новой организации – Движение за Деколонизацию Кавказа Ахмад Сардали.

В обращении говорится, что «…грузинское руководство возлагает надежды на помощь Буша младшего, отец которого в свое время предал Грузию…», далее Сардали предупреждает, что «…грузинский народ рискует оказаться с глазу на глаз с российскими террористами». Разумеется, предложения и предостережения резонны.

Ситуация на Кавказе все больше диктует необходимость налаживания контактов с руководством Сил Кавказского Фронта и создание совместной группы с участием представителей оппозиции Абхазии и Южной Осетии. Сегодня Грузия остро нуждается в союзе с этими силами, которые способны отстаивать интересы всех кавказских народов. Надо научиться проводить независимую общекавказскую политику, учитывая интересы всех народов Кавказа.

 

Нугзар Костава

 

"The Free Caucasus"