«Киллер» Кадырова стоял за организацией нападения на курдов в Норвегии

Руслан Халидов, вернувшийся из Норвегии в Чечню и публично отрекшийся от заявлений о подготовке президентом Чечни Рамзаном Кадыровым убийств чеченцев за рубежом, мог быть организатором нападения уроженцев Чечни на лагерь курдских беженцев в Норвегии в июле 2008 года. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" заявил норвежский адвокат Брюн Риснес.

"Никто не может понять, какова была роль Халидова в нападении на курдских беженцев. Но многие свидетельствуют о том, что он играл роль организатора в этом нападении. И потом, как известно, он беседовал с полицией как свидетель", - сказал Риснес.

Напомним, что 23-24 июля 2008 года не менее 23 жителей центра беженцев Нордбибройтен в норвежском городе Остфольд получили травмы в результате нападения на лагерь группы из 40-50 человек, о чем сообщали норвежские официальные лица в эфире государственной радиостанции NRK.

Представитель центра беженцев Оле Мортен Люнг утверждал, что нападавшие были чеченцами, пострадавшие - курдами. "Нападение на центр для беженцев было совершено группой из 40-50 чеченцев, которые в этом центре не живут. Они были вооружены металлическими прутами и другим оружием, по некоторым данным, использовались ножи. Они заходили в комнаты и избивали курдов", - рассказал Люнг.

Сотрудники медицинского центра, в который были доставлены пострадавшие, сообщали, что серьезных ранений ни у кого не зафиксировано.

Как сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат обвиняемых Бриньюльф Рисен, драка произошла из мотивов мести. Незадолго до этого внутри временного лагеря для беженцев произошла первая драка, оставшаяся незамеченной общественностью - курды напали на чеченцев, при этом серьезно пострадали две женщины, а третья отделалась синяками. Правозащитница и психолог Зоя Граннез рассказала, что полиция проигнорировала ситуацию, и чеченцы решили "восстановить справедливость" самостоятельно.

Процесс по делу 7-ми из 54-х чеченцев, обвиняемых в избиении курдов, начался уже в этом году. При этом, возможно, на скамье подсудимых останется 20-25 человек, а против остальных уголовные дела будут прекращены, говорил Рисен.

Адвокат отметил, что в Норвегии "люди получают мягкие приговоры, в основном суд предпочитает давать им очень короткий срок", до пяти месяцев.

Руслан Халидов являлся главным свидетелем по т.н. "делу Нордбибройтена". Но, как говорят норвежские юристы, он давал местной полиции противоречивые показания.

В своем последнем заявлении из Чечни 16 июня Халидов фактически подтвердил, что являлся агентом спецслужб Норвегии, сообщив, что имел специальный пейджер ("кнопку") для вызова полиции. В СМИ и полиции он заявлял ранее, что в каждой чеченской семье якобы имеется оружие, что один из представителей чеченской диаспоры приказал отрубить ему руки и ноги, отрезать язык за доносы. Кроме того, Халидов обвинил многих непричастных молодых людей к нападению на лагерь Нордбибройтен.

"Самым скандальным во всей это истории является то, что власти Норвегии были поставлены в известность обо всем вышесказанном самим Русланом Халидовым. Однако норвежские власти запретили обнародовать информацию, несмотря на то, что Халидов ясно указал, что некоторые чеченские беженцы в этой стране находятся под угрозой убийства", сообщается на форуме "У камина" на странице чеченской диаспоры в Норвегии.

"Многие, кто видел потасовку в лагере беженцев, предпочитали мало говорить о роли других в инциденте, а Халидов говорил про всех. И достаточно очевидно, что он говорил, в том числе, и о тех, кто не участвовал в потасовке. А о тех, кто там были, говорил не совсем правильные вещи. В его показаниях есть некая активность, мотивы которых очень трудно понять", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Брюн Риснес.

По словам Риснеса, в Норвегии к Халидову отношение неоднозначное: некоторые считают его агентом ФСБ, другие же - психически нездоровым человеком. Бытует также мнение, что Халидов якобы совершил в Чечне какие-то преступления и был вынужден скрываться. Глава чеченской диаспоры в Норвегии Магомед Очерхаджи ранее заявил, что Халидов завербован норвежскими спецслужбами.

"Сейчас он тоже говорит, что три года путешествует по Европе. Он попросил политическое убежище два раза в Норвегии, один раз в Германии, один раз в Польше, и помимо этого он еще был во многих странах Европы. Это тоже поддерживает слухи о том, что у него есть какая-то другая роль", - полагает Риснес.

Напомним, что Руслан Халидов вернулся из Норвегии в Чечню. До этого он обвинял президента Чечни Рамзана Кадырова в организации убийств своих политических оппонентов. В частности, Халидов утверждал, что Кадыров лично поручил ему расправиться с руководителем чеченской диаспоры в Норвегии Магомедом Очерхаджи.

Халидов в марте этого года также поведал о том, что бывший начальник охраны президента ЧРИ Аслана Масхадова Шаа Турлаев, несколько лет назад перешедший в стан Рамзана Кадырова, приходится ему родным дядей и имеет собственную тюрьму в городе Гудермесе, где пытают похищенных родственников боевиков.

Руслан Халидов также утверждал, что непосредственно присутствовал при пытках людей в личных тюрьмах Кадырова в селении Центарой (Хоси-Юрт) и Турлаева в Гудермесе. Халидов сообщил, что в этих тюрьмах пытают не только мужчин, но также и женщин, которые подвергаются в том числе и сексуальному насилию.

По словам Халидова, ФСБ России поручила Кадырову сформировать команду киллеров для совершения убийств за рубежом. Для осуществления этих задач якобы была сформирована группа убийц из числа сотрудников 6-ой роты полка спецназа МВД Чечни имени Ахмата Кадырова. Тогда же Халидов называл Кадырова и его окружение не иначе как "шакалами, которые издеваются над собственным народом".

16 июня Халидов публично опроверг все свои прежние заявления.

"Я бы хотел сказать соотечественникам: я раньше уехал в Норвегию, жил там пять лет. До этого в 2002 году работал в Шали (в качестве сотрудника силовых структур - прим. "Кавказского узла"). В Норвегии узнали откуда-то, что приехал парень, который работал на власть, - рассказал Халидов 16 июня в выступлении по одному из местных телеканалов. - 5 января меня избили. Сказали, ты - мунафик (лицемер - прим. "Кавказского узла"), работал на мунафиков. Отобрали деньги, спрашивали, где карта-виза. Я вызвал полицию, у меня была кнопка, вызвал скорую и полицию, и меня увезли в больницу".

Он также рассказал, что руководитель чеченской диаспоры Магомед Очерхаджи и некий Ахмад из Шалажи (населенный пункт в Чечне прим. "Кавказского узла") угрожали убить его и его родственников. Именно поэтому, по словам Халидова, он был вынужден оговорить Кадырова.

Халидов заявил, что 80% находящихся сегодня в Норвегии чеченцев являются наркоманами. Представители Ичкерии, по его словам, собирают деньги якобы на помощь голодающим моджахедам, а потом "покупают себе крутые машины и большие дома, в то время как многим там негде жить".

Халидов утверждает, что по приезде в Чечню из Норвегии он сразу приехал к матери и застал ее в добром здравии, сам он совершенно свободен, поскольку Кадыров его простил за "слова, сказанные под принуждением".

Кавказский узел