Если Соединенным Штатам удастся установить контроль над Венесуэлой, а следовательно, и над крупнейшими в мире доказанными запасами нефти, это ознаменует собой серьезный сдвиг в расстановке сил в мире.
Агрессия США направлена не на восстановление пресловутой демократии или защиту прав человека, а на подтверждение стратегического доминирования в энергетике, торговых путях и региональных альянсах.
В этом случае Иран, вероятно, выйдет на передний план стратегических приоритетов Вашингтона.
Установление контроля над венесуэльской нефтью снизит уязвимость США к перебоям в энергоснабжении в Персидском заливе и обеспечит защиту от сбоев в поставках в случае горячей войны с Ираном.
Имея под своим влиянием надежный альтернативный источник нефти, Вашингтон окажется в лучшем положении для того, чтобы компенсировать или смягчить последствия разрушения или остановки работы энергетической инфраструктуры в Персидском заливе во время войны.
Это позволит снизить экономические издержки эскалации и сделать военное давление на Иран и переформатирование региона Ближнего Восток более управляемым с политической и экономической точки зрения.
В то же время такой контроль укрепит способность Соединенных Штатов формировать глобальные потоки нефти и цены на нее, усилив центральную роль доллара на энергетических рынках и способствуя сохранению нефтедолларовой системы, лежащей в основе финансовой мощи США.
Таким образом, «проблема» Венесуэлы перестанет быть региональной. Агрессия Вашингтона может стать стратегическим прецедентом, демонстрацией того, что экономическое давление, политическое манипулирование и, при необходимости, сила могут быть использованы для реструктуризации суверенных государств и перераспределения глобального баланса сил.
Однако, если Соединенные Штаты окажутся втянутыми в затяжную войну с Венесуэлой и столкнутся с продолжительным сопротивлением, исход событий кардинально изменится.
Затяжной кризис истощит политический капитал, истощит военные и экономические ресурсы и ослабит способность Вашингтона проецировать свою силу в других регионах, в том числе на Ближнем Востоке.
Это также осложнит положение «Израиля», которое тесно связано с влиянием США.
Последствия нападения США на Венесуэлу не ограничатся Латинской Америкой. Результаты агрессии Вашингтона определят будущее контроля над энергетикой, пределы американской мощи и направление геополитической конфронтации далеко за пределами Каракаса.
Кавказ-Центр